Лики святых художники пишут приготовленной самостоятельно краской, а все орнаменты – той, что изготовлена на производстве, на химической основе. Фото: Александр Зайцев
Краской по древним рецептам художники воссоздают росписи в старинных храмах, когда реставрируют их, и все иконостасы во вновь построенных. Так, яичной темперой работали над созданием алтаря, всех иконостасов Храма-памятника на Крови и Патриаршего подворья в Екатеринбурге. Именно темпера даёт живые естественные цвета, ею традиционно исполняются все лики святых. При этом греческие художники такими сложностями в работе над храмовыми росписями не утруждаются — просто используют современные красящие материалы. Те, что у нас на Урале берут только для фресок и орнаментов: акриловую и силикатную краски.
– Акрил — прочный и невыцветающий материал, – считает Валерий Бойцов, член Союза художников России, расписывающий Нижний храм в Храме-на-Крови. – Силикатную краску изобрели, чтобы красить фасады, она отлично показывает себя и в дождь, и в снег, так что выдержит и сырость, и перепады температур внутри зданий. И это, кстати, её значительный плюс относительно краски на органической основе. К примеру, росписи темперой под куполом вполне способны покрываться плесенью. А вот на «химии» плесень не вырастет.
Правда, как краски химического производства будут вести себя в веках, ещё неизвестно. Их ведь используют всего чуть больше 10 лет. Тогда как темпера в русских церквях проверена столетиями.
624 храма, часовен и других молитвенных сооружений Русской православной церкви действуют на территории Свердловской области
336 из них — типовые храмы, в том числе требующие реставрации.