Летом 1918 года на Среднем Урале были убиты 13 членов царской семьи. В ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге в доме инженера Николая Ипатьева были расстреляны отрекшийся от престола император Николай II, его супруга Александра Фёдоровна, пятеро их детей, а также четверо членов свиты. Тела были вывезены за город – в урочище Ганина яма – и там уничтожены. На следующий день, 18 июля, в 18 км от Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были казнены ещё шестеро Романовых и два человека их свиты
Во времена Советского Союза в массовом сознании расстрел семьи Николая II злодеянием не считался. В лучшем случае цареубийство трактовалось как «неизбежные издержки революции», а в худшем – как «справедливое возмездие за эксплуатацию трудового народа». Яков Юровский (слева) и Пётр Ермаков вели яростные споры друг с другом: каждый заявлял, что именно он застрелил императора. Слыть цареубийцей тогда было престижно и выгодно
Пожалуй, единственное, что в советское время говорило о существовании почитателей Николая II, – это цветы, которые появлялись в годовщину убийства у стен Ипатьевского дома. Это скромное почитание настолько раздражало власти, что в сентябре 1977 года Ипатьевский дом по решению ЦК КПСС был снесён
Изменения в настроениях общества начались в конце 80-х годов прошлого века. Как только советская власть объявила перестройку и чуть ослабила цензурную удавку – так сразу же выяснилось, что в стране есть те, кто относится к Николаю II с пиететом. Началось всё, как у нас часто случается, с мести памятникам, но постепенно почитание царя приобрело цивилизованные формы
16 июля 1989 года на месте Ипатьевского дома состоялось первое моление, в котором приняли участие две-три сотни человек. Акцию организовывало историко-культурное объединение «Отечество». Довести моление до конца не удалось: приехал ОМОН, 11 человек были задержаны. Но на следующий год пришли уже тысячи, разгонять которые власть не рискнула
18 августа 1990 года певец Анатолий Гомзиков на месте дома Ипатьева установил деревянный крест. Спустя две недели он был спилен неизвестными. Второй деревянный крест постигла та же участь. Тогда 5 октября 1990 года был установлен металлический крест. А в июле 1992 года состоялся первый – ныне традиционный – Крестный ход от места убийства до Ганиной ямы
В сентябре 1992 года было создано Православное братство во имя святых Царственных Мучеников, целью которого было строительство Храма-на-Крови. До начала воплощения идеи в жизнь прошло 8 лет – первый камень в основание храма был заложен в 2000 году.
Тогда же Средний Урал впервые в истории посетил Первоиерарх Русской Православной Церкви – Патриарх Алексий II. 23 сентября он совершил закладку капсулы с Памятной Грамотой об освящении места строительства в восточной стене фундамента будущего Храма-на-Крови. Свои подписи на Грамоте поставили: Алексий II, полпред Президента в УрФО Пётр Латышев, губернатор Эдуард Россель, мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, а также глава Екатеринбургской епархии Викентий, который был главным «мотором» стройки
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской православной церкви Николай II и его семья были прославлены в лике страстотерпцев. На месте уничтожения их тел – в урочище Ганина яма – решено было основать мужской монастырь, который сейчас насчитывает семь храмов – по количеству убитых в Екатеринбурге членов царской семьи.
Патриархи Русской православной церкви, приезжая на Средний Урал, непременно посещают Ганину Яму. Алексий II был там в 2000 году, а его преемник Кирилл – в 2010-м и 2013-м.
Вместе с патриархом в поминальных мероприятиях регулярно участвуют первые лица Свердловской области, а также представители Дома Романовых
19 мая 2018 года маршрут крестного хода от Храма-на-Крови до Ганиной ямы впервые был преодолён не пешком, а на мотоциклах
Пятикупольный храм высотой 60 метров был построен менее чем за три года
Чтобы поклониться Царственным страстотерпцам, в Храм-на-Крови и на Ганину яму ежегодно приезжают сотни тысяч человек со всего мира
9 октября 2003 года Храм-на-Крови впервые посетил глава государства – Президент России Владимир Путин. Таким образом оценка цареубийства как общенациональной трагедии получила подтверждение на самом высоком государственном уровне
Фото: Алексей Кунилов, Александр Зайцев, Владимир Васильев, Владимир Мартьянов / Архивные материалы предоставлены Екатеринбургской епархией, Государственным архивом Свердловской области и Центром документации общественных организаций Свердловской области