Любимый жанр у фронтовика — наш русский пейзаж
– Во время подготовки операции по освобождению Белоруссии «Багратион» я, как обычно перед наступлением, засекал вражеские цели на нашем участке, — рассказал фронтовик. – Но мало засечь цели, надо ещё их координаты вычислить. Определился с реперами, а угломером сделал все необходимые вычисления. И тут мне пришла идея: чтобы артиллеристам было точнее стрелять, не нарисовать ли мне панораму, пронумеровать цели, выставить точные координаты? Нарисовал, отдал командиру артполка, продолжаю наблюдать за вражескими позициями. И вдруг в мой маленький блиндажик входят… главный маршал артиллерии Красной армии Николай Воронов и главный маршал авиации Александр Новиков. Спрашивают, ты картину рисовал? Да, отвечаю, я. За данные ручаешься? Ручаюсь. Сейчас проверим. Звонят на батарею, командуют: по цели номер три, четыре снаряда, беглым, огонь! А там был крупнокалиберный пулемёт и блиндаж. Всё в щепки и в пыль!..
Тут, конечно, надобно сделать кое-какие пояснения. Репера – это ориентиры на местности, скажем, отдельно стоящее дерево, дом, строение. Угломер – специальный артиллерийский прибор для измерения углов как по вертикали, так и по горизонтали, помогает вычислить точные координаты целей. Это делали и раньше, но чтобы нарисовать целую панораму – такого не делал никто. Опыт старшины Антонова был взят на вооружение во всей артиллерии.
Ведь как обычно велась артиллерийская стрельба? Есть цель, координаты более-менее известны. Сначала идёт пристрелка. Помните, наверное, по военным фильмам и книгам: «Перелёт, недолёт, попадание!». А если начинать наступление с пристрелки, то о какой внезапности может идти речь? За свой метод Антонова наградили медалью «За боевые заслуги». Есть среди его наград самая ценная для солдат медаль «За отвагу!», два ордена Отечественной войны и множество других знаков отличия.
После того, как успешно окончил художественное училище, стал работать в бюро технической эстетики на Уралтрансмаше, которое позже и возглавил. На пенсию ушёл только в 83 года. А картины писал постоянно, дарил родственникам, друзьям. Всё самое лучшее было отобрано для экспозиции. Это в основном мастерски выписанные пейзажи. И ни одного военного сюжета!
– Конечно, я делал наброски на фронте, но все они сгорели, когда мы попали на своём «додже» под обстрел. Чудом спаслись – не одни же мы стреляли… Да и не греет меня военная тема, тяжело всё это было. Пейзажи писал с натуры, часто выезжал на природу. А когда ноги стали подводить, начал делать копии с работ Левитана, Поленова, Айвазовского, Шишкина. Вот это школа, доложу я вам!