Аварийные выходы во многих уральских торговых центрах захламлены и закрыты

28 марта 2018, 20:42
Осознав,  что трагедия, случившаяся  в Кемерово,  может повториться в каком угодно городе, россияне не стали ждать проверок надзорных органов и начали сами проверять торговые центры. Фото: Алексей Кунилов

Осознав, что трагедия, случившаяся в Кемерово, может повториться в каком угодно городе, россияне не стали ждать проверок надзорных органов и начали сами проверять торговые центры. Фото: Алексей Кунилов

Трагедия в Кемерово, ставшая результатом элементарной жадности и преступной халатности владельцев и персонала торгового центра, вызвала у россиян небывалый эмоциональный резонанс. В день траура по всей стране прошли акции в память о погибших. В СМИ, социальных сетях, личных разговорах люди не только сопереживают, но и задаются вопросом, как не допустить повторения трагедии, ведь на месте торгового центра «Зимняя вишня» мог быть ТЦ в любом другом городе, а на месте этих людей — наши близкие. 

По поручению первого заместителя Генпрокурора Александра Буксмана во всех торговых центрах страны начались проверки с привлечением сотрудников МЧС. В Екатеринбурге 40 ТРЦ, а значит, на тщательную проверку, с изучением проектной документации и соответствия ей, нужно около месяца. Прокуратура Екатеринбурга провела координационное совещание, на котором были распределены объекты проверки. Районные прокуратуры проверяют ТРЦ и ТЦ на своей территории, а таких гигантов, как «Гринвич» и «Алатырь» — городская прокуратура. Причём надо понимать, что в разгар рабочего дня этого нельзя делать, чтобы не создавать паники среди покупателей и посетителей. О каких-либо результатах пока говорить рано. Но мы тоже прошлись по некоторым ТРЦ со своей проверкой.

Кемерово, мы с тобой

Акции в память о погибших прошли во многих городах области. О месте встречи люди, как правило, договаривались в соцсетях. Во многих городах к акции присоединялись мэры и депутаты.

В Ревде почтить память погибших приходили к Дворцу культуры, рядом с которым разместили огромный плакат со словами #Кемерово_мы_с_тобой, а в Красноуральске — к зданию администрации, где организовали целый митинг. В Первоуральске народный мемориал появился на центральной площади города, в Каменске-Уральском — у стен храма святого Александра Невского, а в Нижнем Тагиле с 27 марта жители приносят цветы и игрушки к скульптуре «Семья» на набережной Тагильского пруда.

Накануне вечером молодёжь в разных городах вышла на улицы городов с белыми шарами, которые выпустили в небо в память о погибших.

Возложение цветов и игрушек к фонтану на площади Труда и к памятнику Татищеву и де Геннину началось ещё во вторник и продолжилось вчера, в День траура. Было много табличек с надписью «Кемерово, мы с тобой!». Строем пришли курсанты Уральского института ГПС МЧС России. Ближе к полудню к фонтану, заваленному цветами, пришли губернатор Евгений Куйвашев, председатель Заксобрания Людмила Бабушкина, первый вице-губернатор — руководитель администрации губернатора Владимир Тунгусов, первый вице-губернатор Алексей Орлов, глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. Возложили цветы, молча постояли. Кстати, во всех близлежащих цветочных магазинах, если люди брали чётное число цветов, их продавали по себестоимости. Фото: Павел Ворожцов

В память о погибших, среди которых было много детей, тагильчане приносили цветы и игрушки к скульптуре «Семья». Фото: Илья Колесов

Проверка «Облгазеты»

В «Гринвиче» ситуация с путями эвакуации двоякая. Из положительных моментов хочется отметить — их видно. Большие распашные двери зелёного цвета, расположенные справа и слева от эскалаторов. На них нарисован человек, убегающий от огня, есть таблички «выход» и люминесцентные стрелки. Но на дверях стоят электромагнитные замки, которые открываются только от срабатывания системы пожарной сигнализации. Поэтому полностью исключить влияние человеческого фактора, когда охранник самостоятельно выключил сработавшую сигнализацию, увы, невозможно. Сейчас в торгово-развлекательном центре работает группа инспекторов Госпожнадзора, которая проверяет текущее состояние комплекса. По словам сотрудников МЧС, проверка продлится ещё как минимум три дня. Продолжительность сроков проведения проверки связана с большой площадью здания. 

Пожарные выходы в «Алатыре» хорошо видно у центрального входа со стороны улицы Малышева, но в противоположной стороне торгового центра найти пути эвакуации достаточно сложно. В случае паники и отсутствия освещения — просто невозможно, поскольку часть из них находится в магазинах второго и третьего этажей. 

Эвакуационный выход, расположенный на втором этаже в магазине федеральной сети «Спортмастер», был попросту завален коробками с одеждой, на путях эвакуации находятся стойки с товаром. Если случится пожар и люди побегут к этому выходу, кто-то непременно о них запнётся, и начнётся давка. Директор магазина отказалась ответить, почему у неё в магазине нарушаются требования пожарной безопасности, и предложила обратиться за комментариями в головной офис в Москве. 

В ТРЦ «Антей» добрая половина выходов на верхних этажах оказалась заперта. Не осталось бы вопросов, будь это двери, запертые автоматической противопожарной системой, но на каждой из них стоят дверные замки, они закрыты. Народу здесь, между тем, всегда предостаточно — на верхних этажах располагается офис МФЦ, фитнес-зал, магазины, ресторан и клуб. 

Один из путей к эвакуационному выходу в «Антее» перегорожен скамьей. Но это не беда — сам выход все-равно оказался закрыт:

Фото: Валентина Завойская

Один из планов эвакуации в ТРЦ «Антей» и вовсе оказался закрыт чем-то, похожим на рекламный щит.

Фото: Валентина Завойская

Практически на всех планах эвакуации отсутствует обозначение «Вы находитесь здесь» — без неё понять, в какой именно части этажа находишься и куда тебе нужно идти, понять практически невозможно.

Фото: Валентина Завойская

Менее проблематичным оказался третий этаж центра — тут располагается большой торговый зал одного из магазинов. Как рассказал охранник Магомед Магомедов, все аварийные выходы из большого торгового зала открыты в течение всего рабочего дня, а исправность противопожарной системы каждое утро проверяют. 

#Заперто

Осознав, что такая трагедия могла произойти в каком угодно городе, россияне не стали ждать проверок надзорных органов и начали проверять торговые центры самостоятельно. В социальных сетях запустили общероссийский флешмоб #Заперто. Активисты предлагают неравнодушным жителям страны сообщать обо всех местах, где закрыты аварийные выходы. Тот, кто найдёт закрытую дверь, должен выложить в соцсети фотографию, адрес объекта и хэштег. И по возможности — узнать, кто отвечает в этом помещении за эвакуационные выходы. Так россияне пытаются привлечь внимание собственников торговых центров к вопросам безопасности.

— Как минимум мы проявим бдительность. Как максимум — спасём чью-то жизнь, — пишут активисты. 

Жители поддержали флешмоб: за сутки в соцсетях появилось несколько тысяч фотографий запертых дверей в разных городах страны.

Ещё более решительно настроены активисты ещё одной акции — #бойкот_ТЦ. Общественники призывают бойкотировать торговые центры в предстоящие выходные.

— Эта история ничему нас не учит. Мы ужаснёмся, но завтра снова вернёмся к обычной жизни, — пишут активисты. — Кто из нас, приводя свою семью в ТЦ, задумывается — обучен ли персонал эвакуации, работают ли системы оповещения и тушения, открыты ли пожарные выходы? Можем ли мы быть уверены в своей безопасности, своих детей? Этой акцией мы напомним владельцам ТЦ о ценности человеческой жизни. Мы также требуем, чтобы владельцы ТЦ отчитались не на бумажке перед чиновниками о безопасности, а перед нами, простыми жителями. Пусть проведут учебную эвакуацию с участием СМИ и общественности и открыто покажут свою готовность к ЧП.

Крик души

Родственникам погибших и пострадавших сопереживают жители разных городов. Этот душераздирающий пост написал на своей страничке в Facebook пользователь Александр Торопов. Пост собрал более 7 тысяч лайков, более 2,6 тысячи человек поделились им на своих страницах.

«Я сегодня целый день думаю про мужика из Кемерово, который на пожаре потерял всю семью — жену и троих детей. Начал смотреть интервью с ним. Не досмотрел. Это невозможно. Целый день его взгляд перед глазами. Совещания, документы, встречи, телефон. И всё через его взгляд. И ком в горле каждый раз. Целый день я думаю о том, как через это можно пройти? Как он сейчас домой приходит? Там же ещё всё так же, как было до их ухода. Детские игрушки разбросанные. Порядок на кухне, наведённый женой. Вещи их в шкафу. Зубные щётки в ванной. В спальне подушки с их запахом. Не то что представить, подумать страшно, что всё это происходит прямо сейчас с таким же мужиком, как ты. Только не в Вологде. А в Кемерово. И всё это не в кино, а взаправду. И что ничего уже не поделать. Ничего не изменить. В Вологде уже поздний вечер. В Кемерово глубокая ночь. Как он один там сейчас, в этой темноте? Среди игрушек, вещей, зубных щёток, подушек. И мне вдруг стало ясно, что всё самое ужасное ещё у него впереди. На кладбище. Когда гробы закроют. Когда все точки над «i» расставятся. Когда весь этот кошмар станет реальностью. Как ты не сойдёшь с ума, мужик? Как ты всё это вынесешь, если я за тысячи километров от тебя думаю об этом и курить не могу. Потому что в горле ком и губы дрожат. Как помочь тебе, мужик? Какие слова сказать, какую молитву прочитать, чтобы Вселенная удержала тебя на ногах, когда вся эта жуть станет для тебя настоящим? Упокой, Господи, души рабов Твоих новопреставленных, и прости им вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное. Аминь».