"Планёрка" в Екатеринбурге: почему на медиафорум можно было продать в два раза больше билетов
5 марта 2018, 14:11
Журналист Михаил Зыгарь выступал на "Планёрке" последним, уже в седьмом часу вечера, но зал всё ещё оставался полным. Фото: пресс-служба медиафорума.
2 марта в Екатеринбурге прошёл форум "Планёрка". Из мероприятия, изначально рассчитанного на довольно узкую аудиторию - тех, кто работает в медиа, получилась модная тусовка, уровень интереса к которой не смогли предугадать даже сами организаторы, поэтому спрос на билеты(а они стоили от полутора до пяти тысяч рублей) значительно превышал их количество. В итоге - 500 зрителей слушали спикеров в зале Ельцин Центра, и ещё 400 тысяч посмотрело трансляцию ВКонтакте.
Детали портрета зрителей "Планёрки"- стакан с кофе и смартфон. Большая часть аудитории - молодёжь, причем, по словам организаторов, только 30 процентов из Екатеринбурга, остальные - из городов Большого Урала: Челябинска, Тюмени, Кургана, Ханты-Мансийска.
Зрительный зал на медиафоруме Союза журналистов, который проходил в декабре в "Ельцин Центре". Фото: Алексей Кунилов
Все познаётся в сравнении, и медиафорумы тоже. "Планёрка" стала некой альтернативой, сделанной на энтузиазме, без стороннего финансирования, только за счёт продажи билетов. Организаторы (интернет-сообщество про журналистику "Планёрка", которое в Москве делает екатеринбургский журналист Александр Литвинов, и портал Znak.com) позвали тех, кого сочли интересными, и видимо, не ошиблись. Представители ВКонтакте, Яндекс.Дзена, "Медузы", "Дождя", телеграм-канала Mash, "Лайфхакера", "Мела", популярный журналист и писатель Михаил Зыгарь оказались теми, за кого аудитория не пожалела от полутора до пяти тысяч за билет. Звали ещё Дудя и Познера, но в этот раз с их приездом не сложилось.
Зрительный зал медиафорума "Планерка" - билеты сюда стоили от полутора до пяти тысяч рублей. Фото: пресс-служба медиафорума.
Главный редактор "Дождя" Александра Перепелова в своём выступлении отметила, что сегодня подписчики СМИ платят не за новости - за среду, в которой чувствуют себя комфортно. Зрители "Планёрки" тоже платили за среду. Здесь можно было встретить большую часть руководителей уральских СМИ, преподавателей журфака и фейсбучных лидеров мнений. Причём проходок на форум почти не было, все покупали билеты за свои деньги и жертвовали рабочим временем, придя сюда ногами, хотя трансляцию можно было бесплатно смотреть в Интернете.
Готовых инструментов для монетизации и дистрибьюции контента здесь не давали, и наивно полагать, что ими кто-то будет делиться. Но медиатусовка уже устала вариться в собственном соку, ей хочется новых лиц, иных смыслов, незамыленных историй успеха. Мероприятий под такой запрос в Екатеринбурге мало, поэтому "Планёрка" и была воспринята с таким воодушевлением.
Несмотря на иллюзию выручки, в плюс организаторы сработать не смогли. Все, кто был задействован в подготовке форума, трудились без гонораров, включая самих спикеров - им оплачивали только билеты и проживание. Площадка Ельцин Центра была скорее имиджевой, увеличить количество мест она не позволяла, хотя, по словам Александра Литвинова, могло быть продано до тысячи билетов. Екатеринбург в этом смысле недооценили: люди здесь уже сыты, и им хочется зрелищ.