«Не забывайте стариков. Мы на войне только о вас думали…»

17 января 2018, 19:54
Марии Гараниной, как и другим ветеранам, «ОГ» подарила подписку на газету — няни, соцработники и родственники пообещали, что будут читать вслух всё самое интересное. Фото: Владимир Мартьянов

Марии Гараниной, как и другим ветеранам, «ОГ» подарила подписку на газету — няни, соцработники и родственники пообещали, что будут читать вслух всё самое интересное. Фото: Владимир Мартьянов

Уральское отделение Всемирного русского народного собора (ВРНС) при поддержке губернатора Евгения Куйвашева и по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в эти светлые дни встречается с участниками Великой Отечественной войны. Представители Собора и волонтёры-помощники приходят в гости к ветеранам, чтобы вручить подарки от благотворителей. Уже за первые дни акции стало ясно, что подарить удалось нечто бесценное: внимание. Многим сегодня этого очень не хватает.

Участников войны, живущих в Екатеринбурге, осталось всего около трёх сотен человек *. Всем уже за 90, но, к великому счастью, большинство из тех, с кем мы уже повидались, чувствуют себя хорошо и сами выходили встречать гостей. Им хотелось просто поговорить. По душам.

«Вы приходите почаще». — Вот они, мои хорошие, приехали, — Дмитрий Николаевич ждал нас с нетерпением. — Вы только не торопитесь, пожалуйста. Мне всего 91 год, я молодой ещё, могу с вами тут хоть до ночи разговаривать.

Весельчак Дмитрий Суворов, участник операции «Багратион», нашим постоянным читателям уже знаком. Три года назад мы рассказывали историю, как он, деревенский парнишка, на мотоцикле «Харлей Дэвидсон» впереди танковой бригады одним из первых въехал в освобождённый Минск. Позже на известной картине Валентина Волкова«Минск 3 июля 1944 года» он обнаружил очень похожего на себя героя (подробнее — см. «ОГ» за 12.11.2014 года):

— Ну никто, кроме меня, не мог быть в том самом месте в тот самый день. Так же стояли танки, так же нас встречали в городе. Я был на острие главного удара фронта. Хотя, по сути, — муравей на мотоцикле…

Он рассказывает живо, интересно, с документальным подтверждением своих историй. И ему очень не хочется нас отпускать, потому что мы «ещё не слышали историю про коварства генерала Траута»…

— А знаете что? Вы плясать умеете? — с этими словами он достал немецкий (только-только из Германии) аккордеон и залихватски сыграл «Барыню». — Недавно научился. Врачи советуют, чтобы суставы не беспокоили. Я вам ещё «Костромской вальс» сыграю, когда вы опять придёте. Сам сочинил. Вы приходите почаще, не забывайте нас, стариков. Мы на войне только о вас и думали, о будущем…

Фото: Владимир Мартьянов

«Надо работать, ребятки». Мария Прокопьевна, накрыв шалью худые плечи, сидит в тесной комнате одна. Её няня предупредила, что вряд ли удастся поговорить с подопечной: плохо слышит, почти не видит и мало говорит. Мы уже собрались уходить, оставив подарок…

— Шесть человек на войну моя мама проводила. Сразу шесть, — вдруг говорит Мария Прокопьевна. — Я, три брата, папа, зять… Мама как была в огороде, села в борозду, и не знаю, сколько там просидела. Как ей тяжело было нас всех отпускать… Три сына погибли. А я вернулась. Я живу.

Три года Мария Гаранина служила в батальоне автоматчиков. «Там было много девочек. Ох, не для войны они все…» Вспоминать тяжело, с трудом подбирает слова, когда говорит о военном прошлом. Зато о сегодня рассказывает с улыбкой.

— Это мне внук долгую жизнь напророчил. Очень пельмени любил и купил мне скалку, написал на ней: «Бабуля, твои пельмени самые вкусные. Живи до ста лет». Вот живу, и всё у меня есть. Одетая, сытая, никто меня не обижает, и вы на меня не обижайтесь.

Мы спросили её, что бы хотелось пожелать новому поколению, и она тихо ответила:

— Надо работать, ребятки. Здоровье — это труд. Не ленитесь трудиться, самое главное это.

«Хочется, чтобы кто-то книгу почитал». Ветераны, даже если и есть в жизни какая-то неустроенность, не жалуются. Такое поколение. Но в разговорах иной раз возникали темы, которые нельзя оставлять без внимания.

Два месяца Степан Иванович Глуханюк и его родные не могли добиться назначения социального работника.

— Я сам за собой слежу и держу себя в форме, так как на войне и санитаром служил, и начальником аптеки был, и даже начальником медснабжения дивизии. Но вот поговорить, послушать, газету почитать или книгу часто некому. Родные на работе. Они очень стараются и ухаживают, но внимания и общения всё равно не хватает…

После нашего звонка вопрос с соцработником решили, и уже в январе к ветерану будут приходить из районной службы — хотя бы на пару часов в день.

«Банк не выдал карту на дому». В конце прошлого года 94-летнему Георгию Новокрещенову отказали в выдаче карты «Мир» на дому.

— Папа под Сталинградом был ранен. В детстве спросишь его, он расскажет сдержанно, без бравады, не любил войну вспоминать. А сейчас не говорит совсем, — рассказывает Наталья Козырева, дочь Георгия Васильевича. — Он не мог по телефону поговорить с сотрудниками банка. Карта была готова, но в выдаче на дому нам отказали… Пришлось буквально на руках принести его в банк за картой. Разве для таких случаев нет специальных программ?

Мы задали этот вопрос сотрудникам Сбербанка. Они принесли извинения «в связи со сложившейся ситуацией». В официальном ответе — подробные условия выдачи карт на дому: про подтверждение личности и волеизъявления получателя, про доверенность и помощь органов опеки (от этих вариантов родные ветерана отказались)  — формально всё правильно, говорят юристы. Но — не по-человечески.

Р.S. Акция ещё продолжается, но уже можно сделать несколько выводов.

* В городе нет единой базы участников войны. Есть разные списки — в министерстве социальной политики (по разным категориям), в центрах соцобслуживания, в областном военкомате. Но порой данные не совпадают.

Многие ветераны говорят, что их практически перестали поздравлять с праздниками («Разве только перед выборами ходят»).

— В День Победы получаем открытку от президента и всё, — говорит дочь ветерана Наталья Глуханюк.— Даже на 95-летие никто не приехал, хотя обещали, и папа так ждал…

Ветеранам нужно больше внимания со стороны участковых.

— Нас уже обманывали — ходили по квартирам, то «сотрудники здравоохранения», то «торговые представители»,  — говорит 91-летний Михаил Иванович Супрунов. — А теперь стали звонить «оконщики», всё выясняют, когда я бываю дома и с кем проживаю...

Комментарии

Алексей СОЛОВЬЁВ, соучредитель Уральского отделения ВРНС, руководитель отдела по делам молодёжи Екатеринбургской епархии:

— Было очень важно именно в Святки, когда отмечается день рождения Спасителя, поблагодарить тех людей, которые спасли мир, страну. Отдать дань уважения немногим, оставшимся в живых. Мы не зря привлекли молодёжь. Ребята рассказывают, насколько трогательными оказались встречи. Когда соприкасаешься с живой историей, это запоминается навсегда. Так и возникает крепкая связь поколений.

Виктор НОВОСЁЛОВ, заместитель гендиректора «Сима-ленд», представитель Уральского отделения ВРНС:

— Осталось мало ветеранов, надо успевать заботиться о них, творить добро. Мы много говорим о благотворительности, но помогать конкретным людям удаётся далеко не всегда. Такая организация, как Всемирный русский народный собор, проявляет заботу о людях, переживает за наших ветеранов. Хорошо, что представители бизнеса идут навстречу и помогают делать мир светлее. Добрые поступки просты и понятны всем.

Ирина ЛЕВИНА, директор Свердловского областного медколледжа, представитель Уральского отделения ВРНС: 

— Значение этой акции совершенно бесценно. И для ветеранов, и для наших волонтёров, будущих медиков. Они встретились с людьми несокрушимого духа. Они услышали не книжные истории. Я очень надеюсь, что такие встречи будут повторяться по инициативе самих студентов.

Никита ШМЕЛЁВ, завуч Исетского казачьего кадетского корпуса: 

— Для детей ценно узнать о войне из первых уст. Даже несколько минут разговора ребята старались записать на телефон, чтобы сохранить на память.

Вадим САФАРОВ, волонтёр:

— Когда вас встречает ветеран с солдатской выправкой и трогательно благодарит за то, что его не забыли, — это, поверьте, дорогого стоит.