«Ужасно, пошло, безобразно»: представители старшего поколения откровенно рассказали о праздничном телеэфире

10 января 2018, 06:00

Новогодний телеэфир в очередной раз обострил споры по поводу содержания программ: молодёжь собирает петиции за кардинальные перемены на ТВ, а телепродюсеры оправдываются, что, мол, старались для основной аудитории — старшего поколения.

«ОГ» спросила у представителей старшего поколения: понравился ли им новогодний эфир и нужны ли современным зрителям «Голубые огоньки»?

«Ужас, ужас!»

Владимир ТРЕТЬЯКОВ, профессор, член-корреспондент РАН, ректор (1993–2006) и президент (2006–2011) УрГУ, в настоящее время — советник при ректорате УрФУ, 81 год:

— Как ни странно, я поддерживаю молодёжь, которая уже не может смотреть «Голубые огоньки». Если раньше эта передача в новогоднюю ночь была ожидаема миллионами жителей нашей страны, то теперь она стала скучной. Поются песни без названия и без автора. Мне трудно отличить одну от другой. Не исключаю, что каждая сама по себе и хорошая, но то, что получается в итоге, мне не нравится. Сейчас песни не такие привлекательные, как в самом начале истории «Голубых огоньков».

Я думаю, многие со мной согласятся, что нынешний формат таких передач себя изжил. Что бы я предложил взамен? Нужно больше острого юмора, сатиры. Тем более что обстановка в стране сейчас позволяет.

Анатолий КИРИЛЛОВ, руководитель Центра истории Свердловской области, 70 лет:

— Новогодний телеэфир был ужасным, пошлым, безобразным. Одни и те же лица, прыгающие с канала на канал, настолько приелись, что буквально испортили праздник.

Видимо, коммерциализация телевидения привела к тому, что узкая группа артистов купила с потрохами новогодний телеэфир, раскручивает себя, но не может найти ничего нового и интересного. Похоже, ни Министерство культуры и никто другой не озабочены тем, чтобы люди во время праздников, включая телевизор, получали положительный настрой, радовались, подпевали. Наоборот, мы видим просто беспредел: артисты оголялись, чтобы и новые трусики показать, и разные холёные места. А про выборы президента такую гадость говорили, что слушать стыдно. Не знаю, кому это нравится. Все, кого я спрашивал, просто возмущены. Это ещё раз говорит о том, что в сфере культуры мы погрязли в трясине, из которой надо выбираться.

Если вспомнить традицию советских «Голубых огоньков», там всё время был поиск: каждый раз появлялись новые песни, которые потом напевали, новые люди, за творчеством которых начинали следить. И сейчас в новогоднюю ночь мне бы хотелось увидеть тех, кто поёт и танцует для души, услышать новые песни о России, а также русские народные песни, романсы, что-то, привлекающее внимание к нашей стране, ведь в обществе есть соответствующий настрой.

Валерий ШАФРАНСКИЙ, уральский писатель, публицист, 80 лет:

— Как под штамповку по всем каналам. Как однообразный ассортимент на магазинных прилавках. И дело не только в музыкальных передачах. Я за восемь дней «Трёх мушкетёров» посмотрел шесть раз. Превосходный фильм, любимый, но шесть раз! Нет, надо что-то менять.

Время движется вперёд, ну почему у нас 70–80-летние старухи, простите за выражение, проводят праздники как будто бы для молодых? Ведь эти передачи явно на 13–30-летнюю аудиторию рассчитаны.

Да, для моего поколения эти люди, которые сегодня выступают на «огоньках» по всем каналам, были выдающимися, но их время уходит… А наше телевидение, кажется, застряло где-то в далёком прошлом.

Поэтому я решил смотреть только спортивные каналы.

«Было что посмотреть»

Альта КАЗАКОВА, представитель актива совета ветеранов Красноуфимска, 70 лет:

— Прежде у нас было два канала — выбирать, что посмотреть по телевизору, было не из чего. Мы все смотрели «Голубой огонёк». А теперь у меня спутниковое телевидение, сотни каналов — вы только представьте! Мне 70 лет, я видала в жизни всякое, но сотни телевизионных каналов прежде даже представить не могла! Я боялась пропустить что-то особенно интересное и всю новогоднюю ночь переключала эти телеканалы. Везде было что посмотреть. Так что сегодня на выбор грех жаловаться.

«Да вообще всё отлично!»

Владимир ВАСИЛЬЕВ, журналист «ОГ», 54 года:

— Меня лично новогодние шоу на федеральных каналах абсолютно ничем не раздражают. Но меня жутко бесит нытьё «эстетов» по поводу «бездарности» отечественного телевидения.

Во-первых, я не могу понять, из-за чего вообще весь этот сыр-бор. Это во времена СССР можно было возмущаться качеством зрелища, которое вам предлагали: тогда выбора не было — показывали всего два канала. А сейчас-то в чём проблема? Ну не нравится вам «Первый канал» или «Россия-1» — переключитесь на «Ру.ТВ», «Первый музыкальный», «Ретро» или что там вам ещё по душе. Выбор огромен! Чего же вы смотрите то, что вас бесит? Мазохисты, что ли?

Во-вторых, для меня остаётся непостижимой загадкой, зачем вообще в Новый год что-то смотреть. Лично я стараюсь провести это время с друзьями и/или любимой женщиной. Телевизор и в том, и в другом случае работает в режиме камина. Звук почти выключен, картинка создаёт новогодний антураж (а картинка, например, у «Первого», нынче была чудо как хороша). Раз в 20 минут, заметив периферийным зрением какую-то интересную фигуру, можно добавить звук и потанцевать. А потом опять — кнопка «Mute» и общение с дорогими для тебя людьми.

Качество ТВ-шоу при таком раскладе — абсолютно не важно. Лучше даже если оно средненькое, а то и плохое. Потому что если оно будет отличным, я, чего доброго, не смогу оторваться от экрана. И тогда это будет самое отвратительное празднование в моей жизни. Встретить Новый год, смотря телевизор? Это только для безнадёжно одиноких.

Кстати

Самым рейтинговым телесобытием новогодней ночи стало обращение президента, которое на «Первом канале» и «России-1» посмотрели соответственно 15,1 и 12,5 процента россиян старше четырёх лет. «Голубые огоньки», которые шли до и после речи Владимира Путина, смотрели значительно меньше народа. Аудитория шоу «Первого канала» — «Новогодняя ночь на «Первом»: до полуночи 9,2 процента россиян, а после полуночи — лишь 6,1процента. Праздничный эфир «России 1»: до полуночи — 7,9 процента, а после полуночи — только 6,8 процента (по данным Mediascope).