Революции коренным образом изменили нашу страну
19 декабря 2017, 03:00
Галина Шарко, искусствовед, член Союза художников России:
— Я далёкий от политики человек, но в силу профессии вопросы отношений искусства и власти так или иначе меня интересуют.
Революции (и Февральскую, и Октябрьскую) я считаю грандиозными событиями XX века, а Ленина — величайшей фигурой не только отечественной, но и мировой истории. Даже странно, что события 1917 года сейчас часто называют переворотом, хотя степень изменений была колоссальной. Революции коренным образом изменили нашу страну: был решён вопрос о земле, с которым несколько столетий не могла справиться монархия, введено всеобщее начальное образование, появилась возможность учиться работающим, открывались клубы, музеи, библиотеки, появились такие понятия, как охрана труда и бесплатное медицинское обслуживание, женщины получили политические права.
Считаю, что революции были порождены объективными причинами и двигателем их был сам народ: что таилось внутри, то и вышло на поверхность — фанатичное, самоотверженное служение стране и одновременно отвратительные преступления, порождённые политическими катаклизмами. Революция, увы, расколола общество, запустила механизм Гражданской войны, но это процесс естественный, ведь решить множественные проблемы столь стремительно и безболезненно невозможно. Революцию, кстати, восторженно приняли в художественной среде, её ждали, жаждали обновления, поскольку многовековые неразрешимые противоречия — экономические, политические — уже достигли точки кипения…
100-летие русских революций Союз художников отметил двумя выставками — «Иллюстрации Дмитрия Бисти к поэме Маяковского «В.И. Ленин» и «Ленин в Октябре» (серия линогравюр киевского художника Георгия Малакова 1970 года). Было желание прикоснуться к истории через художественные произведения, сформировать своё отношение к событиям столетней давности, услышать мнения.
Два автора представили очень разные грани личности лидера революции: у Бисти Ленин монументальный, эпический герой, обладающий невероятной силой и энергией, лишённый слабостей, у Малакова — живой, внимательный, жадный до жизни человек, вбирающий многие её аспекты, включая не только революционную борьбу, но и катание на велосипеде, наблюдение за полётом дирижаблей… Авторы создали свои работы почти одновременно, но они совершенно разные, что доказывает — несмотря на цензуру, в СССР возможны были самобытные художественные интерпретации, говорящие порой о личности лидеров гораздо больше исторических хроник. А в поэме Маяковского вообще сконцентрированы эмоции и энергия такой невероятной силы, что я, пожалуй, никогда не смогу сказать о событиях 17-го года — переворот. Хочется верить, что наша страна не станет больше переживать столь тектонические изменения, а будет развиваться поступательно и эволюционно.
- Опубликовано в №236 от 19.12.2017