Аккордеон был символом новой жизни
6 декабря 2017, 06:00
Свой 81-й день рождения Леонид Болковский отметил концертом. Из личного архива Леонида Болковского
Известному свердловскому музыканту, дирижёру, основателю ставшего уже легендарным оркестра «Баянисты Екатеринбурга» — Леониду Болковскому исполнился 81 год. Несмотря на солидный возраст, он до сих пор выходит на сцену и делится со зрителями неиссякаемой энергией. Вот и в честь дня рождения Леонид Зиновьевич вместе со освоим оркестром во Дворце молодёжи представил концерт «Баянная карусель».
…Это было сразу после войны. На Урале тогда отстраивались дома, развивались заводы, фабрики. Это было время, когда не хватало обычного хлеба, а о сахаре мечтали как о самом лучшем лакомстве. Мужских рук было мало — почти в каждой семье можно было услышать свою печальную историю о тех, кто не вернулся с фронта. Нужно было много и крепко работать, чтобы восстановить мирную жизнь. В одном из таких уральских городов жил мальчик, который очень любил слушать музыку. В то время, когда живот болел от голода, а родители работали по 20 часов — музыка была особенная. Отец, прошедший через всю войну в пехоте до Берлина, привёз домой старый немецкий трофейный аккордеон. А учитель музыки привил большую любовь к этому необычному и очень сложному инструменту. Так начинался музыкальный путь Леонида Болковского, для которого баян стал смыслом жизни и палочкой-выручалочкой в непростые времена.
Досье «ОГ»:
Леонид Болковский — заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии губернатора Свердловской области, награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.
- Мой отец очень мечтал, чтобы его дети стали музыкантами, — вспоминает Леонид Зиновьевич. — И наша семья была очень музыкальной, хотя и мама, и отец не знали даже нот. Но дома всегда звучала музыка — родители пели, играл патефон. Когда началась война — мы жили на Украине, в Донецкой области — отец сразу ушёл на фронт добровольцем. Мама подхватила меня и старшего брата и успела на последний поезд — в город уже заходили немцы. Мы ехали в эвакуацию на Урал под бомбёжку, в голодной теплушке. И осели здесь, на Урале. Сюда вернулся и после войны отец, который прошёл в пехоте до Германии. Он возвратился худой, усталый, раненый, с одни заплечным мешком и старым немецким аккордеоном, который нашёл в заброшенном доме. Он очень любил музыку и тогда аккордеон был символом какой-то новой, мирной жизни. Этот инструмент и стал для меня началом моей музыкальной творческой жизни. В 1949 году я закончил музыкальную школу по классу баяна. Моим педагогом был прекрасный преподаватель Афанасий Герасимович, который раскрыл мне все возможности этого инструмента.
- Помните свои первые серьёзные выступления?
- Это было уже после музыкального училища, когда поступил в Свердловскую консерваторию. В 1961 году я стал выступать в дуэте с известным уральским баянистом Анатолием Трофимовым. Вместе мы объездили весь Урал, много играли в сборных концертах Свердловской филармонии, Театра музыкальной комедии. Параллельно работал педагогом в Свердловской консерватории. И всё это время у меня была мечта создать собственный коллектив. В начале 70-х годов, когда в Свердловске открылся Дворец молодёжи, судьба сделала новый виток. Художественным руководителем в то время там работала моя хорошая знакомая Муза Николаевна. В один осенний день мы случайно встретились с ней на остановке около Главпочтамта и разговорились. Я поделился своими мыслями о молодёжном оркестре. Она переговорила с администрацией Дворца молодёжи и нам предложили организовать ансамбль на базе Дворца. Так началась уже новая страница в моей жизни, связанная с оркестром «Баянисты Екатеринбурга».
- Кто стал играть в этом коллективе?
- Это были ребята с 14 до 25–28 лет. В 1974 году в Советском Союзе проходило множество всесоюзных конкурсов, фестивалей, в которых мы регулярно получали первые премии. Первый состав оркестра был очень разноплановый — приходили юноши и девушки, которые умели и хотели играть на баяне, аккордеоне, ударных, гитаре. Так формировался костяк коллектива. С конца 80-х наш ансамбль стал оркестровой школой-студией, она включала уже детский и концертный состав. Очень активный гастрольный период был с начала 90-х — мы проехали более 13 стран. Мы стали победили в Четвёртом европейском конкурсе аккордеонов (Прага, 2006), получили звание лауреата Первой премии Международного конкурса ансамблей и оркестров в в Италии, в 2007, нам присудили 1-ю премию на 150 международном конкурсе аккордеонистов CITTA DI CASTELFIDARDO — тоже в Италии.
Через оркестр прошло очень много молодёжи. Сейчас это уже взрослые люди, у них уже свои дети, у некоторых и внуки. Часто в нашем коллективе можно наблюдать смену поколений, когда играть приходят уже дети тех детей, которые когда-то были участниками оркестра «Баянисты Екатеринбурга».
- Зачастую те, кто не бывал на ваших концертах даже не знают, что на баяне и аккордеоне можно играть не только народную музыку, но и классику, рок-н-ролл, джаз, эстраду…
- Важно, чтобы на наши концерты приходили и те, кто считает, что баянный оркестр — это что-то старомодное или народное. Мы можем развеять его убеждения исполнением рок-н-ролла или даже песен Виктора Цоя. Это и классика, и музыка легендарных советских композиторов, и эстрада. Например, танго Пьяццоллы, или «Атас» группы «Любе» или «Адажио» из балета «Щелкунчик» Чайковского… перечислять можно бесконечно. Всё это мы играем. Я люблю музыку, в которой есть душа и мысли. Это главное. Можно показать технику, инструмент, просчитать и запрограммировать каждую мелочь так, чтобы люди испытали нужные тебе эмоции. Вызвать ностальгию по детству, гордость за свою страну, что угодно. Но сложнее — это попасть в душу человека, в его сердце. А это уже мастерство настоящего музыканта.
- Вы очень долго были педагогом, исполнителем. Как Вы пришли к профессии дирижёра, почему?
- Иногда кажется, что судьба ведёт и направляет. Профессия дирижёр — очень особенная. Это призвание. Казалось бы — вышел, взял палочку в руки и всё. Не тут то было. Дирижёр — это вдохновитель. Он вдыхает в оркестр энергию, это связующее звено. Это даже, можно сказать, профессия личности. И эта профессия — на всю жизнь. Нельзя выйти на сцену и продирижировать оркестром в пол силы. Каждый раз — это твой единственный выход, выкладываешься полностью. Иначе ничего не получится. Эта профессия не терпит фальши и халтуры. К сожалению, есть дирижёры, которые переходят эти грани и уходят либо в самолюбование, либо в демонстрацию великой любви к исполняемому… Сцена — удивительное зеркало. Любую бездарность она отбрасывает назад. Это и мои правила в жизни. Несмотря ни на что — каждый выход на сцену на распашку, наотмашь. Так, чтобы выложится не на 100%, на 200% процентов. И коллектив всегда это чувствует. Тогда и зрители в зале это чувствуют.
Справка «ОГ»:
Оркестр «Баянисты Екатеринбурга» — главный музыкальный коллектив Дворца молодежи. В коллективе порядка 20 человек. На базе оркестра работает детская студия. Наряду с баянами и аккордеонами в оркестре представлена группа электронных и ударных музыкальных инструментов. Это позволяет выстраивать разнообразный репертуар. С этим коллективом также выступают ведущие солисты из Театра оперы и балета, Свердловской филармонии, Театра музыкальной комедии.
- Опубликовано в №227 от 6.12.2017