Что может быть значимее, чем равноправие?
16 ноября 2017, 03:00
Александр Горбушов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии Института философии и права УрО РАН:
— После революции 1917 года определились чёткие подходы к реформе образования. Были перегибы в этих переменах, но было и много хорошего. Основное достижение тех лет — всеобщее начальное образование, которое до сих пор гарантируется российским законодательством. До Великого Октября практически все сельские дети не умели читать и писать. Советская власть дала им эту возможность.
Лидер РСДРП В.И. Ленин ещё в 1902 году поднял вопрос о демократических реформах в школе. И в 1917-м большевики поставили одной из своих главных задач развитие школы и учительства как основных инструментов формирования сознания. Главным идеологом Народного комитета просвещения стала Н.К. Крупская, которая совместно с А.В. Луначарским иМ.Н. Покровским разрабатывала основные идеи коммунистического воспитания молодого поколения. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», — говорилось в документах VIII съезда РКП (б) в 1919 году.
Многие из революционных достижений дошли до нас в неизменном виде. Во-первых, право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, во-вторых, на равенство в образовании женщины и мужчины. Сейчас это закреплено в Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. Также после Октября 1917 года малочисленные и нерусские народы получили право открывать учебно-воспитательные учреждения на родном языке. Что может быть значимее, чем равноправие, в том числе на получение такого блага, как знание?
Вместе с тем революционные события привели к тому, что благодаря «единственно правильному» мнению произошло формирование системы, жёстко подчиняющей личность и её интересы обществу. Политико-идеологические доктрины внедрялись в сознание. Сомневающихся в целесообразности перемен уничтожали или заставляли молчать, делая образовательную систему страны деспотичной, но при этом, надо признать, эффективной.
Безусловным ущербом для нашего образования в целом стало то, что за короткий промежуток времени были утрачены связи с педагогическим сообществом за границей, разрушены отечественные педагогические школы, расстреляны тысячи инакомыслящих, в том числе и педагогов.
Похожие события (но с точностью до наоборот) происходили в нашей стране в начале 90-х, когда многие западные образовательные системы были допущены в наши учебные заведения под эгидой инновационных технологий. В результате отечественные традиции были разрушены. Из-за внедрения этих методик мы до сих пор имеем большие проблемы с гражданственностью и патриотизмом, которые невозможны без воспитания в людях национального самосознания.
- Опубликовано в №213 от 16.11.2017