Вертолёты садятся как можно ближе к спускаемому аппарату, но по строго определённой схеме. Фото: Алексей Грива
— И как это происходит? Мы обычно видим только финал…
— На предполагаемое место приземления мы вылетаем в Казахстан, в Аркалык, Караганду или Джезказган, за 5–6 дней группой из 12 вертолётов. Ми-8 предназначены для поисковых операций и доставки специалистов, космонавтов, а Ми-26 — вертолёт транспортный, сам весит 20 тонн, да поднять может 20–22 тонны, на нём технику перевозим: топливозаправщики, вездеходы и прочее.
За сутки до расстыковки по всей расчётной траектории начинают дежурить экипажи и нашей авиабазы, и из других подразделений на случай какой-нибудь нештатной ситуации. Центр управления полётов (ЦУП) ведёт корабль до входа в атмосферу, потом его полёт отслеживает специальная штурманская служба, она и даёт нам координаты точки посадки. Разброс от расчётной точки может достигать в радиусе до 500 километров. На этапе 6 000 метров через самолёт-ретранслятор мы уже связываемся с экипажем корабля, спрашиваем, всё ли в порядке, как идёт полёт. На высоте примерно 3 000 метров уже виден парашют, если хорошая погода, и вертолёты поднимаются в воздух. Наша задача — как можно быстрее доставить специалистов к кораблю. Вертолёты садятся у него по строго определённой схеме.
В район приземления из Южноуральска заранее выдвигается и колонна наземно-поисковой группы.
Оригинальный вездеход отечественной разработки с подъёмным краном «Синяя птица». Фото: Пресс-служба ЦВО
— Говорят, между вертолётчиками и наземной группой идёт негласное соревнование — кто первый доберётся до корабля?
— Разве что негласное. Тут ведь в чём дело? Многое зависит от погоды и рельефа местности. Это только в телевизоре мы видим ровную степь, а в тех местах есть и горы, и овраги, встречается сильно пересечённая местность, поэтому поисково-спасательная операция на вертолётах дублируется наземной группой. Где сядет вертолёт, туда наземная группа доберётся. В этих местах часто бывают туманы. Так, нашего командира полковника Сергея Трифанина за успешную работу в жесточайшем тумане наградили орденом Мужества.
Если посадка происходит в штилевую погоду, аппарат может так и сесть, как висел на парашюте — на корму. А если сильный ветер, он может и завалиться набок. И прежде, чем достать космонавтов, его надо обследовать, поставить как надо, на корму. Замечали, что никто не стоит у кормы, если корабль лежит? Потому что она, как правило, радиоактивна — собирает всё, что попадётся по пути с орбиты. Летчики-ветераны вспоминали, как однажды спускаемый аппарат зимой «приводнился» в озеро. Буквально вырубали его изо льда.
В сильные туманы вертолётчики буквально на ощупь разыскивают спускаемый аппарат с космонавтами. Фото: Пресс-служба ЦВО
— Кстати, в ту поездку в Троицк я видел на аэродромном поле железный макет спускаемого аппарата. Для каких тренировок он нужен?
— У нас тоже есть такой. На нём тренируемся транспортировать капсулу по воздуху. Обычно, когда космонавты уже усажены в специальные кресла, а может, и летят уже к ближайшему аэродрому, спускаемый аппарат грузят на специальный вездеход «Синяя птица», это официальное название отечественного вездехода с краном, выкрашенным синей краской. А бывает, что к кораблю вездеходу никак не подъехать, тогда пустую капсулу мы перетаскиваем по воздуху, операция непростая.
Если нет облачности, парашют спускаемого аппарата виден с земли с высоты 3 000 тысячи метров. Фото: Пресс-служба ЦВО
— А ещё видел, как вертолёты садились по-самолётному — с ходу, с пробежкой по полосе, без зависания. Это для чего?
— Отрабатывается способ посадки, когда вертолёт загружен под завязку и есть сильный встречный ветер.
— Поэтому у наших вертолётов есть шасси, а у американских машин Сикорского — какие-то салазки?
— Думаю, так исторически сложилось. У вертолётов Сикорского на этих салазках тоже есть колёса, только маленькие, их и не видно почти. Может быть, для облегчения машины Сикорский этот вариант выбрал. Зато у наших машин отличный автомат перекоса винта, в отличие от американских. Образно говоря, у них велосипед, а у нас — полноценный мотоцикл. Я вообще считаю, что вертолёты — верх человеческого ума, гениальнейшее изобретение.
— Вернёмся к космонавтам. Как они ведут себя после приземления? Понятно, рады, что всё закончилось благополучно, а как это проявляется?
— Хоть состояние здоровья поначалу неважное — не зря же медики от них не отходят, зато настроение отличное. Кто в первый раз летал, с восторгом рассказывают об увиденном, пока летим к аэродрому. Кто огурчик солёный просит, кто минералочки, охотно автографы дают. Но чаще всего телефон просят, чтобы сообщить родным и друзьям, что всё в порядке.
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех, кто летал, летает и мечтает летать, с нашим праздником - Днем военно-воздушных сил Российской Федерации!
Уважаемые военнослужащие и ветераны Военно-воздушных сил!
Поздравляю вас с профессиональным праздником!
В этом году военная авиация России отмечает 105-летие со дня образования. 12 августа 1912 года императорским указом была учреждена Воздухоплавательная часть Генерального штаба. Тогда, в эпоху дирижаблей и аэропланов, стали зарождаться традиции лётных отрядов, формировалась база отечественного самолётостроения, система подготовки кадров для ВВС.
Десятилетия спустя тысячи лётчиков прославили мощь нашей державы, их имена вошли в героическую летопись мировых войн и локальных конфликтов.
Днём и ночью воздушное пространство страны находится под неусыпным контролем. Совершенствуется техническая оснащённость военной авиации, методы обучения личного состава. Ряды пилотов, штурманов, инженеров пополняют специалисты экстра-класса, готовые отстаивать интересы Родины в любом уголке планеты. Так, авиагруппа ВВС России успешно осуществляет военную операцию в Сирии, нанося удары по центрам международного терроризма.
Уральцы справедливо ощущают причастность к этим победам. Оборонно-промышленный комплекс Свердловской области производит титан, оптические прицелы, приборы и другую продукцию для создания современной авиатехники.
Важный вклад в укрепление обороноспособности государства вносит 14-я армия ВВС и ПВО Центрального военного округа, штаб которой базируется в Екатеринбурге. Её экипажи впервые за всю историю истребителя МиГ-31 сумели совершить на этой машине семичасовой беспосадочный перелёт, за что в 2016 году представлены к наградам.
Уважаемые военнослужащие и ветераны Военно-воздушных сил!
Благодарю вас за мужество, доблесть, верность присяге и любовь к Отечеству! Крепкого здоровья, благополучия, удачи вам и вашим семьям, и пусть небо над Россией всегда остаётся мирным.