"Туристический Иннопром"
27 апреля 2017, 06:00
Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма Свердловской области. Фото: Павел Ворожцов
В этом году Международный туристский форум «Большой Урал» прошёл в юбилейный, пятый раз. Итоги мероприятия мы подводим вместе с его организатором, директором Центра развития туризма Свердловской области Эльмирой Тукановой.
— Гости мероприятия отмечали, что с каждым годом, в том числе благодаря форуму, наш регион делает значительные шаги в развитии туристической отрасли. Как этому способствует именно «Большой Урал»?
— Думаю, самый ощутимый результат — это рост туристического потока в Свердловскую область, который произошёл как раз, в первую очередь, за счёт наших соседей — из регионов «Большого Урала». Благодаря этому мероприятию нам удаётся ярко продемонстрировать свои возможности и доказать, что наши туристические маршруты реально интересны и заслуживают того, чтобы тратить на них время и деньги. Именно форум стал толчком к разработке и продвижению межрегиональных туристических маршрутов Свердловской области с Тюменской, Челябинской областями, Пермским краем и Республикой Башкортостан.
Заметьте, на Форуме в этом году также было заявлено о старте нового межрегионального проекта в сфере промышленного и военно-патриотического туризма, с которым мы сможем стать участниками федеральной целевой программы. Ещё один результат — продвижение Свердловской области среди федерального экспертного сообщества. А также создание ещё одного крупного регионального делового мероприятия, которое в перспективе можно дорастить до уровня Иннопрома.
На форуме "Большой Урал" в МВЦ "Екатеринбург-Экспо". Фото: Павел Ворожцов
— Много было проведено самых разных круглых столов, заседаний, встреч в рамках форума. Всегда остаётся вопрос — от разговоров до реальных предложений, изменению в законодательстве дело доходит? Потому что затронуты были очень важные вопросы — вплоть до обучения специалистов (так или иначе относящихся к туристической сфере), проблеме безопасности, проблеме организации мероприятий событийного туризма (в том числе связанных с ЧМ по футболу) и т.д.
— Я бы сказала, что Форум становится всё более узкоспециализированным, и в то же время он ориентирован на все сегменты турбизнеса. То, что на Форуме проводится большое количество семинаров и мастер-классов, которые востребованы всеми, кто работает в туристической отрасли — показатель того, что мы всё больше стали уделять внимания качеству сервиса. В этом году помимо обучения на Форуме мы предусмотрели обучающие программы для специалистов индустрии гостеприимства Свердловской области. Так, при поддержке министерства инвестиций и развития Свердловской области, мы включили в обучающую программу по подготовке персонала гостиниц к приёму иностранных гостей в рамках мероприятий мирового масштаба более 500 человек.
Другой важный итог — это те соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, которые мы подписываем на «Большом Урале». И это не «пустые бумаги», а очень конкретные и продуктивные истории. Так, например, наше соглашение с Тюменской областью трансформировалось в создание очень востребованного туристического маршрута «Тобольск — Верхотурье» и открытие в Тюмени нашей информационной стойки, такой же «мини-туристический офис Свердловской области» сегодня работает и в Уфе. Сотрудничество Центра развития туризма и отельеров Свердловской области позволяет размещать нашу туристическую информацию для гостей 40 отелей региона. А недавнее соглашение, подписанное на площадке «Большого Урала» с Федерацией рестораторов и отельеров России, позволит нам разработать гастрономический путеводитель по Свердловской области. И это лишь несколько примеров «монетизации» тех вопросов и деловых контактов, которые происходят на «Большом Урале».
— Впервые на форуме был проведён региональный этап конкурса «Туристический сувенир». Как вы его оцениваете — всё ли удалось, уровень участников, на кого из нашей области обратили особое внимание, теперь будет ли оказана какая-то поддержка победителям и призёрам из нашего региона, поскольку мы знаем, что ремесленники хоть сейчас и возрождают промыслы, но испытывают пока ещё очень много трудностей?
— Этот конкурс вызвал огромный интерес как у организаторов и участников, так и у обычных зрителей, ведь ремесленники целый день презентовали свои работы в 10 номинациях, и конкурсный отбор проходил, исходя из очень чётких критериев. Для нас важно, что финалистами стали 16 мастеров из Свердловской области. И члены жюри отметили их возросшее мастерство и способность учитывать рекомендации, выданные по итогам предыдущих состязаний, например, обратить внимание на упаковку, поработать с ценообразованием и многие другие. Уральские мастера-победители будут приглашены для участия в финале Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир», который состоится в Кирове. Напомню, по поручению главы региона Евгения Куйвашева у нас системно поддерживаются и продвигаются народные промыслы. В частности, создан художественно-экспертный совет по народно-художественным промыслам, осуществляется межотраслевое взаимодействие в сфере НХП. Центром развития туризма региона организовываются площадки для экспозиций ремесленников на событийных и выставочных мероприятиях Среднего Урала. А экспозиция Свердловской области в 2016 году в четвёртый раз была признана лучшей среди российских регионов на международной выставке «Ладья. Зимняя Сказка».
Так называемые памятные пряники из Каменска-Уральского на конкурсе "Туристический сувенир". Фото: Павел Ворожцов
— На форум съехалось много гостей из соседних регионов и не только. С кем удалось вывести сотрудничество на качественно новый уровень? Главные партнёры форума — республика Беларусь — говорили о разных возможностях туристической дружбы с нашей областью — в том числе о спортивном туризме, были ли достигнуты какие-то договорённости с ними?
— Надо отметить, что в форуме каждый год активное участие принимают не только все регионы «Большого Урала» — участники Соглашения, но и другие регионы: представители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Нижегородской областей, Татарстана, Воронежской, Саратовской, Самарской областей и других регионов. Широкий круг участников и из-за рубежа. Так, постоянными уже можно назвать участников из Болгарии, Венгрии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана… В этом году страной-партнёром форума стала Республика Беларусь. Для нас это не первый опыт такого активного взаимодействия с международными партнёрами. Как пример — Республика Казахстан, с которой мы активно сотрудничаем в продвижении турресурсов двух регионов. Сегодня в перспективе сотрудничества с Беларусью — организация военно-патриотических поездок для школьников и студентов; семинаров по презентации туристического потенциала Свердловской области в Беларуси; разработка туристических программ посещения Свердловской области (историко-культурный и промышленный туризм) для сотрудников белорусских предприятий; создание Туристического информационного центра Республики Беларусь в Свердловской области и туристской информационной службы Свердловской области на базе Республиканского союза туристической индустрии.
Филипп Гулый, председатель правления Республиканского Союза туристической индустрии Беларуси. Фото: Павел Ворожцов
— С Республикой Башкортостан, насколько мы знаем, планировалось обсудить сотрудничество по части развития межрегионального оздоровительного туризма. Что удалось? К каким выводам пришли?
— На Форум приехали представители 10 туристических компаний Башкортостана, поэтому мы обсуждали не только возможности межрегионального оздоровительного туризма, но и делового, событийного.
Сегодня турпоток в оба направления небольшой, а интерес у путешественников есть, поэтому наша задача — сделать первые шаги по созданию турпотока. Первый шаг мы уже сделали: открыли в Уфе туристско-информационную службу Свердловской области, где можно получать полноценные консультации об инфраструктуре туризма Среднего Урала. А по итогам Форума решили в самое ближайшее время организовать «зеркальные» информационные туры для туроператоров наших регионов, а также проработать все варианты удобной транспортной логистики.
— Также в рамках форума состоялся первый Съезд Союза туристических агентств России. Какие вопросы там обсуждались, к чему пришли. Соответственно, приживётся ли этот формат — будет ли второй Съезд, чем он действительно важен?
— Это очень важное отраслевое мероприятие, которое объединяет туроператоров и турагентов, и для нас большая честь принимать его на площадке «Большого Урала», тем более Союз туристических агентств подписал в этом году Соглашение с Центром развития туризма Свердловской области, суть которого в информационной поддержке инициатив союза по развитию туротрасли Урала. Первый съезд стал также более обучающим для профессионалов отрасли — турагентов из регионов Большого Урала, где руководство Союза и приглашенные спикеры разъясняли нововведения в российском туристическом законодательстве.
Отмечу, что в части такой работы Свердловская область — одна из лидеров в стране.
— После презентации ирбитского проекта «Сказочная карта России» возникает вопрос, как это будет «встроено» в наши туристические маршруты, будет ли предлагаться нашими туристическими агентствами? Насколько жизнеспособен этот проект, на ваш взгляд?
— Проект очень яркий, необычный и в то же время понятный каждому. Тем более Средний Урал, в первую очередь благодаря Павлу Бажову — по-настоящему сказочное место. Первое событие, которое пройдёт в рамках проекта — зимние сказочные игры.
По задумкам авторов идеи, на Урал уже следующей зимой приедут сказочные герои и персонажи со всей страны, они на протяжении 2–3 дней будут соревноваться в необычных видах спорта, которые будут напрямую ассоциироваться с русскими сказками. Такой событийный фестиваль способен привлечь туристов в Свердловскую область со всех регионов страны. Поэтому наша задача — увлечь этой идеей туроператоров, которые смогут привезти туристов на эти игры, кроме того, мы обязательно поддержим это мероприятие ресурсами Центра развития туризма.
Презентация проекта "Сказочная карта России", город Ирбит. Фото: Павел Ворожцов
— В этом году на «Большом Урале» была масса очень интересных мероприятий, которые были бы популярны не только у сотрудникам туристической сферы, но и у потребителей этих услуг — простым жителям. Планируете ли приглашать на форум и потенциальных клиентов?
— Считаю, что форум «Большой Урал» это, в первую очередь, отраслевое мероприятие. Безусловно, мы ежегодно увеличиваем его аудиторию за счёт расширения круга обсуждаемых вопросов. Так, например, в этом году на форуме много говорили о гастрономическом туризме, о формировании регионального гастрономического продукта. И поняли, что в следующий раз обязательно пригласим производителей продуктов питания. Каждая наша тема становится точкой притяжения не только для профессионалов турбизнеса, но иногда, казалось бы, людей, от него далеких: музыкантов, художников, спортсменов, экологов, представителей общественных организаций. Вход на мероприятия форума и сейчас открыт для всех желающих, но уровень обсуждаемых на них вопросов всё же требует определённой подготовки, вовлечённости в тематику. Хотя, зарекаться не стоит: возможно, в следующем году мы придумаем что-нибудь эдакое, что будет интересно абсолютно каждому.
Справка «ОГ»
V Международный туристский форум «Большой Урал-2017» ежегодно проводится на территории нашего региона, организован Центром развития туризма Свердловской области при поддержке министерства инвестиций и развития СО. Цель форума — развитие и укрепление межрегиональных и международных связей в сфере туризма, России, продвижение туристского бренда «GREAT URAL / Большой Урал». В мероприятии приняли участие более 2 000 человек из 22 регионов РФ и 15 стран. На площадке «Большого Урала» в этом году состоялось 24 деловых мероприятия и мастер-классов, в том числе I Съезд Союза туристических агентств России.
- Опубликовано в №73 от 27.04.2017