Призрачные надежды дома-призрака
21 апреля 2017, 06:00
Пустующий и неохраняемый долгострой на 104 квартиры манит несовершеннолетних. С начала 2017 года правоохранители выезжали сюда уже 17 раз после жалоб жителей на то, что дети свободно разгуливают по объекту. Фото: Максим Осипов
Весной 2006 года был заложен первый камень в фундамент элитного жилого комплекса в центре Сухого Лога. Застройщик и инвестор — ООО ТСК «АСком» — уверял, что дом возводят по современным технологиям, позволющим значительно ускорить темпы строительства. Вокруг многоэтажки планировалась зелёная зона, во дворе — парковка, спортивная и детская площадки. Сдача объекта в эксплуатацию была запланирована на 4-й квартал 2009-го. На заманчивое предложение купить в новостройке квартиры и офисы откликнулись жители и предприниматели Сухого Лога и других городов области.
В этом году дому №40 по ул. Белинского (вернее, тому, что от него осталось) исполнилось 11 лет. Дом, который должен был стать украшением Сухого Лога, превратился в недострой, и надежда на то, что когда-нибудь этот комплекс будет достроен, весьма призрачна.
Пожить на пенсии в новой двухкомнатной квартире предполагала 65-летняя Антонида Фёдоровна Воеводина. Чтобы собрать необходимую сумму и вложить её в долевое строительство, женщина продала всю недвижимость. «Буду жить в новом доме, — мечтала она. — Рядом стадион, больница…» Пока шло строительство, пенсионерка ютилась у родственников, периодически приходила на стройплощадку и смотрела, как на пустыре поднимается её будущий дом. Насторожилась женщина в 2007 году, когда подрядчик убрал с площадки строительные краны. В представительстве «АСкома» пояснили, что как только на площадку подвезут стройматериалы, краны вернутся.
В 2008-м дольщикам объявили, что застройщик — банкрот. На момент прекращения работ из пяти секций были возведены три, под четвёртую заложен фундамент, под пятую вырыт котлован. Объект уже обладал признаками недвижимости, и на него выдали свидетельство о регистрации права собственности.
С этого момента у Антониды Фёдоровны началось хождение по судам с исками о возврате денег. Всего состоялось порядка 10 заседаний в Сухом Логу и Екатеринбурге. Неоднократно ей пришлось побывать и на приёме в минстрое. Сколько денег и нервов ушло на то, чтобы отстоять свои права, женщина не считала. Главное, что под старость лет она осталась без крыши над головой.
В списке обманутых дольщиков, кроме Антониды Воеводиной, оказались и другие жители и предприниматели, вложившие деньги в строительство жилого комплекса. Точных данных об их количестве нет, известно лишь о девяти сухоложцах, обратившихся за юридической помощью в администрацию округа.
— Сейчас меня занесли в областной реестр граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. В минстрое заверили, что во втором полугодии 2017-го я наконец-то получу квартиру.
О том, что сухоложцы, пострадавшие от действий недобросовестного застройщика и состоящие в реестре Свердловской области, смогут получить жильё в одном из муниципалитетов области уже в этом году, говорил и Руслан Нитченко, начальник отдела координации строительства профильного министерства. Будет ли это вторичное жильё, квартира в новостройке или доме, планируемом к строительству в будущем, — решат сами жители. Главное — сохранение метража, за который ранее были уплачены деньги.
Если жители после банкротства застройщика остались без жилья, то предприниматели лишились коммерческой недвижимости. Часть из них сразу обратились в суд с исками о признании их доли собственности в незавершённом строительстве. Кто-то, не успев это сделать своевременно, остался ни с чем. Полтора года назад один из обманутых дольщиков стал выкупать доли у предпринимателей. Естественно, за меньшие суммы, чем те оплатили ранее. Сейчас в его собственности 9 500 кв. метров. Он планирует продать доли в объекте незавершённого строительства потенциальному инвестору, который, как надеются сухоложцы, всё-таки появится.
Сколько дом будет ещё навевать грусть пустыми глазницами выбитых рам — неизвестно. В настоящее время он по-прежнему принадлежит ООО ТСК «АСком», залогодержателем является правительство области, которое безуспешно пытается найти инвестора для завершения строительства. Если инвестор найдётся, есть вероятность, что достроенное жильё может превратиться в социальное. Если инвестор не найдётся, процедура банкротства может завершиться подачей публичного предложения о цене, когда объект сможет купить любой, предложивший большую сумму.
Известно одно: Антонида Воеводина жить в этом доме точно не будет. Она дала согласие на вторичное жильё в Екатеринбурге. Сейчас бездомная и обманутая женщина в 75 лет живёт у знакомых в Екатеринбурге и мечтает… «умереть в своей квартире».
- Опубликовано в №70 от 21.04.2017