Российская наука после 1917 года больше обрела, чем потеряла
8 апреля 2017, 03:00
Валерий Черешнев, директор Института иммунологии и физиологии УрО РАН, член президиума РАН:
— Если говорить в целом о российской науке, то она, конечно, после 1917 года больше обрела, чем потеряла. На западе научные исследования проводились и сейчас проводятся в основном в университетах и институтах, в России же научная мысль концентрировалась в Академии наук. До 1917 года она называлась Санкт-Петербургской и императорской. Временное правительство переименовало её в Российскую и разрешило академикам самим выбирать её президента, а не назначать, как раньше.
Революцию академики не принимали лет десять, но большевики особо их не трогали, хотя некоторые поползновения у соратников Ленина были, но вождь после встречи с ходоками-учёными распорядился с Академией «не озорничать». Хоть и были «философские пароходы», но всё-таки массово учёных не расстреливали. Всё изменилось с началом индустриализации. Стране нужны были металл, уголь, нефть, новые технологии. И выяснилось, что только в Академии есть все данные о разведанных полезных ископаемых, описания территорий, подробные карты. Российские учёные ведь проводили многолетние экспедиции, в которых изучали и описывали Урал, Сибирь и Дальний Восток.
И советская власть повернулась лицом к Академии. С 1930 по 1940 год финансирование науки увеличилось в 25 раз! И если в царской России первый институт (археологии и истории) появился только в 1909 году, то перед войной в СССР было уже 47 институтов, открыты её филиалы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. На заседании президиума Академии в 1930 году учёный секретарь, а позже и президент Владимир Комаров произнёс ставшую потом крылатой фразу: «Хватит замкнутого пребывания на брегах Невы, выйдем из берегов, рассеем везде своё влияние!»
Именно тогда и были заложены основы советской научной школы, Победы в тяжелейшей войне, создания атомного оружия и полётов в космос. Наверное, самый яркий тому пример — внедрение академиком Евгением Патоном автоматической дуговой сварки с флюсом танковых корпусов в Нижнем Тагиле во время войны. Эта технология, которая увеличила производительность почти в три раза, была разработана в украинском Институте электросварки буквально перед войной, а когда начались бои, институт эвакуировали в Нижний Тагил. Ни у кого не было такой технологии! Американцы клепали броню, немцы варили вручную.
В 1943 году была создана лаборатория №2 по исследованию свойств урана под руководством Курчатова. Ему тогда 40 лет было, и для солидности он отрастил себе бороду, с ней и вошёл в историю. В 1945 году американцы нанесли атомные удары по Хиросиме и Нагасаки. Известны планы США в 1950 году подвергнуть атомной бомбардировке 20 крупнейших городов СССР, но мы в 1949 году уже испытали свою атомную бомбу. А тут и Королёв подоспел со своими ракетами. Возможность ответного удара остановила американцев, и ещё более страшная война, по сути, была предотвращена благодаря науке.
- Опубликовано в №61 от 8.04.2017