В Екатеринбурге скульптуры ставят на любую тему, по любому поводу и к любой дате
29 сентября 2012, 00:36
«Путеец» из XX века даёт прикурить «Инженеру» из XIX века (автор скульптуры Юрий Крылов). На площадке под открытым небом перед зданием бывшего железнодорожного вокзала в Екатеринбурге расположился целый комплекс оригинальных скульптур, имеющих отношениек железной дороге. Проект получил две награды на фестивалях «Зодчество» и «Рука мастера». Фото Станислава Савина.
Недавно в Екатеринбурге установили памятник погибшим в авиакатастрофе хоккеистам ярославского «Локомотива». Чтить память ушедших от нас людей, несомненно, важно и нужно. Вопрос: где мы и где Ярославль? Погибший вратарь ярославской команды Александр Вьюхин начинал свою спортивную биографию в Свердловске, только вот на вратаря работа каслинского мастера Александра Стихина мало похожа. Сегодня в Екатеринбурге скульптуры ставят на любую тему, по любому поводу и к любой дате. Всё зависит от вкуса, порыва души и размера кошелька заказчика. В этом не всегда видна логика, и тем более система. Мы попытались разобраться, как скульптуры и памятники «прописываются» на улицах города.
Один из последних оригинальных городских арт-объектов, прозванный в народе «Памятник вентилятору», сооружён по случаю... рекордной июньской жары. Память об аномальном лете увековечена у входа в офисное здание на улице Мамина-Сибиряка, не имеющего отношения ни к производству вентиляторов, ни к службе регионального Гидрометцентра. Вентилятор, клавиатура, банковская карта, не говоря уже о многочисленных «одушевлённых» или выдуманных персонажах чего только в городе сегодня не увидишь. Частники на своём поле ставят всё, что душе угодно. Тот же хоккеист стоит на территории концертно-развлекательного комплекса «Уралец», где базируется клуб «Автомобилист», на его установку согласия мэрии не требовалось. Но чтобы водрузить шедевр уличного искусства на муниципальной земле, требуется получить добро от городских властей.
Любая установка внешней визуальной конструкции должна пройти согласование с целью выполнения требований по её безопасности и гармоничному сочетанию с обликом города. Администрация города никаких препятствий по установке не создаёт, главное, чтобы этот объект украшал наш город, а не портил, сообщил «ОГ» руководитель пресс-службы мэрии Денис Сухоруков.
Но если как-то умудрятся обойти чиновников, а объект при этом окажется спорным, вот где могут появиться проблемы. Так, в начале июня, совершая объезд города, глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб на улице Белинского наткнулся на «кладбище». Инсталляция из надгробий в память о снесённых памятниках архитектуры Екатеринбурга. После вмешательства властей создатели и заказчики скульптурной композиции вынуждены были демонтировать такой «погост». По мнению чиновников, он только пугал горожан и гостей города.
В конце августа рядом с кинотеатром «Космос» торжественно открыли памятник братьям Люмьер. Вопрос: что делают Люмьеры в Екатеринбурге? Почему именно им, а не легенде уральского кино режиссёру Ярополку Лапшину? Ответ: а потому, что работа (автор памятника Диана Косыгина) выиграла в конкурсе «Малые архитектурные формы города Екатеринбурга: декоративная скульптура и архитектурные формы».
Конкурс этот проводится регулярно с 2004 года, является открытым, а его цель, как записано в положении: «формирование художественного вкуса горожан, улучшение облика города путём создания оригинальных скульптур, создание малых идейно-художественных доминант в архитектурных ансамблях города с учётом привязки к конкретной территории».
Эти скульптуры устанавливаются на частные средства, а муниципалитет только помогает авторитетно и квалифицированно оценить художественную ценность объекта и выбрать наиболее удачное его расположение, пояснил координатор проекта Борис Долинго.
Сейчас екатеринбургское отделение Посольства республики Беларусь в РФ продвигает идею создания памятника великому «песняру» Владимиру Мулявину. В нашем городе Мулявин родился (на доме установлена памятная табличка), его отец работал на Уралмаше. Мулявин на Урале естественен, в отличие, допустим, от американца Майкла Джексона, который о существовании Екатеринбурга, возможно, даже не догадывался, но памятник которому, тем не менее, уже установлен.
Мысли по поводу
Должны ли городские власти обсуждать с обществом планы по установке памятников?
Софья ХАБИБУЛЛИНА, кандидат искусствоведения, заместитель директора Института изобразительных искусств УралГАХА:
Должны. И не только с общественностью, но и с экспертами. Сейчас процесс, насколько я понимаю, идёт стихийно, в результате Екатеринбург заполонили десятки низкопробных произведений. Гена Букин, Майкл Джексон... Думаю, художественный уровень этих работ раздражает не только меня. Считаю, что мы должны пойти по пути европейцев. Там на этот счёт существуют строгие правила если хочешь внести какие-либо изменения в городскую среду, будь добр, согласуй их со специалистами и простыми жителями. Да, иногда сторонам не удаётся договориться. Тогда у проигравшего остаётся один вариант поставить дорогой его сердцу декоративный элемент во дворе своего дома или в вестибюле офиса. А почему бы и нет? На Западе мне доводилось видеть очень много таких «домашних» скульптур. Зачем навязывать обществу свои вкусы? Может быть, вы глубоко симпатизируете Гитлеру, но это не значит, что вы имеете право поставить ему памятник в публичном месте.
Сергей ТИТЛИНОВ, генеральный директор Екатеринбургского художественного фонда:
Бросается в глаза отсутствие системы и хаотичность установки скульптур. Я представляю себе, как по городу ходит гигантский Гаргантюа, у которого из карманов время от времени выпадают некие фигурки. Хочется пожелать, чтобы и в нашем городе появился план монументально-художественного оформления всех районов. Сейчас 98 процентов всего скульптурного убранства приходится на центр. В каждом районе есть крупный торговый центр, а вот мест отдыха, оформленных скульптурными произведениями, нет. Создание плана помогло бы выровнять ситуацию. Пространство города не является частной собственностью. Поэтому то, что происходит на улицах и площадях, должно регулироваться. Особенно в тех случаях, когда затрагиваются культурные, исторические и национальные традиции жителей. Идею установки того или иного памятника с народом нужно обсуждать, а вот способы воплощения этой идеи должны выбирать специалисты.
Ольга ОПАРИНА, директор Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени Белинского:
Экспертная оценка обязательно нужна. И общественное мнение должно учитываться тоже. Мало ли какие памятники кто-то хочет установить? Даже если речь идёт о частной территории, но она является частью городской среды, согласование должно быть. Те скульптуры и памятники, которые уже установлены в Екатеринбурге, у меня вызывают неоднозначную реакцию. Некоторые из них, безусловно, интересны и действительно служат украшением города. Но есть и такие, от которых за километр несёт дурновкусием. Например, скульптуры на улице Вайнера. Что это за образы? Как они связаны с нашим городом? Почему у героев похожие лица? Кстати, Екатеринбург в своём увлечении уличными скульптурами не оригинален таких же «коробейников» и «извозчиков» можно найти в других российских городах. Зачем мы идём по пути копирования? Почему не стремимся к созданию индивидуального, яркого, современного? Хотелось бы пожелать отцам города быть более взыскательными, отмерять семь раз и только один раз отрезать.
Владимир ВИННИЦКИЙ, член Общественной палаты Свердловской области, председатель Президиума Свердловской экономической коллегии адвокатов:
Вы угадали мои мысли. Я тоже задумывался над тем, кто и на чьи деньги устанавливает в Екатеринбурге эти скульптуры. На средства бизнеса, говорите, устанавливаются? Тогда всё в порядке, права налогоплательщиков не ущемлены, а стремление предпринимателей сделать прилегающую к офису территорию привлекательной можно только приветствовать. Лично мне все эти фигурки кажутся симпатичными, но если кто-то из горожан имеет другое мнение, то я бы предложил усилить контроль за процессом со стороны экспертов. Именно они, на мой взгляд, должны решать, каким быть городу. Общественность к подобным дискуссиям я бы не стал привлекать. Особенно тех её представителей, которые высказывают позицию посредством Интернета. У этой части аудитории сформировалась специфическая потребность обливать власть грязью. Поэтому обсуждение не будет конструктивным, а идею придётся похоронить.