В области появился дирижаблепорт
21 июля 2016, 00:00
10 сентября 1937 года к уральской мачте причалил советский дирижабль «СССР В-6». Путь от Москвы до Свердловска он преодолел примерно за 39 часов. На борту находилось 26 человек. Фото: 1723.ru
- Опубликовано в №131 от 21.07.2016
В 1935 году в рабочем посёлке Нижне-Исетский в 10 километрах от Свердловска подняли причальную мачту для дирижаблей — на тот момент самую высокую не только в СССР, но и во всей Европе.
Сбор конструкции начался в шесть часов утра и продлился почти девять часов. Весила мачта 32 тонны, а в высоту составляла 40 метров.
«Вся техника подъёма махины так тщательно продумана, что для опасений не оставалось места. Строитель мачты — один из старейших воздухоплавателей СССР товарищ Ассберг и его заместитель, товарищ Пастухов спокойны. Подъёмом руководят инженер внешнего монтажа Уралмашзавода, молодой специалист товарищ Орехов и мастер Чубаров. У семи лебёдок расставлены 32 рабочих. Несколько человек следят, чтобы не сдвинулись «мертвяки» (закопанные в землю брёвна)», — писал «Уральский рабочий».
На самой макушке мачты инженерами была сделана зона для причала дирижаблей. Они продумали и пассажирскую площадку, попасть туда можно было на лифте или по лестнице. Конструкция предполагала также специальный кран, необходимый в случае ремонта дирижабля, чтобы опускать воздушное судно на землю.
Появление мачты для швартовки дирижаблей описывал в 1935 году в журнале «Уральский следопыт» и Михаил Зуев-Ордынец в очерке «К причалу!». По его словам, место, где решили установить мачту, назвали «Южной долиной» — недалеко от рабочего посёлка Нижне-Исетский (с 1943 года вошёл в состав Чкаловского района Свердловска). А проект конструкции изготовили в рабочем посёлке Дирижаблестрой (ныне город Долгопрудный Московской области).
В 1930-е годы дирижабли рассматривались как наиболее приемлемый способ перемещения большого количества пассажиров и грузов по воздуху на дальние расстояния. Первый и единственный дирижабль причалил к уральской мачте в 1937 году. В 1938-м развитие этого вида транспорта было признано неперспективным. В 1962 году причальную мачту разобрали и отправили на переплавку.
Считается, что один из первых в Екатеринбурге торговых центров, который был построен в Чкаловском районе, был назван «Дирижаблем» именно в честь тех далёких событий.