Этот день в истории Свердловской области - 20 мая
20 мая 2016, 14:48
Единственная сохранившаяся фотография Ксении Уваровой. Снимок был опубликован в газете «Уральский рабочий» в 1940 году
В 1939 году на Карпушихинском руднике в шахте Южная под Кировградом впервые в стране начала работать бурильщиком женщина — Ксения Уварова.
Труд бурильщика под землёй считался слишком тяжёлым для женщин, но молодая уралочка в первый же день доказала, что отлично справляется.
Сперва девушка работала на откатке — помогала вывозить добытые полезные ископаемые из забоев и шахт. Затем — машинисткой скрепера (землеройно-транспортной машины для резки грунта). И вот совершенно неожиданно Ксении предложили опробовать работу на новом автоподатчике, который разработал местный механик Любимов.
— Дело небывалое: женщине — и вдруг бурить в забое! — вспоминала позже Ксения Уварова, выступая на первом съезде профсоюза рабочих медной промышленности СССР в ноябре 1939 года.
В течение первой смены девушка полностью освоила новые обязанности, а уже через полгода работала сразу на двух машинах, выполняя норму двух бурильщиков. Правда, сперва пришлось столкнуться с небольшими трудностями — для двух машин в шахте не хватало воздуха. Вместе с механиком Любимовым Ксения стала искать причину, и… оказалось, что кто-то просто положил в воздуховод кусок резины.
Вслед за Ксенией Уваровой на работу в шахты потянулись и другие девушки. Так, буквально на следующий день после первой смены Ксении в шахту вышла вторая бурильщица — Анастасия Анисимова. Обе девушки первое время работали под началом более опытного шахтёра, но очень скоро со всем стали справляться сами. Более того, Ксения отмечала, что работать на автоматическом бурении ей гораздо легче, чем на откатке или на скрепере.
— Работа хорошая, мне и моим подругам нравится. Заработок вырос почти в три раза, — говорила Ксения, агитируя других девушек последовать её примеру.
На автоподатчике Ксения Уварова бурила около года, затем, как и её подруга Анисимова, перешла на телескопный перфоратор. Некоторое время девушки бурили шахту с помощью одного устройства, и при этом каждая выполняла норму на 150-180 процентов.
К сожалению, дальнейшая судьба девушки неизвестна — в родном городе не сохранилось почти никакой информации о ней, неизвестно также и то, проживают ли сегодня в Кировграде её потомки.