В екатеринбургском киноклубе «Контакт» начался юбилейный, 50-й по счёту, сезон
6 апреля 2016, 13:17
В киноклубе «Контакт» смотрят только самые лучшие отечественные фильмы, отмеченные премиями или замеченные кинокритиками. В этот раз был фильм «Счастье — это...» Кадр из фильма
- Опубликовано в №059 от 06.04.2016 под заголовком «В «Контакте»
Долголетию и постоянству этого уникального общества любителей кинематографа можно только удивляться. Почти за полвека существования состав киноклуба менялся, но незначительно. И сейчас есть люди, которые посещают «Контакт» со дня основания.
Сегодня киноклуб базируется в здании Свердловского государственного фильмофонда, встречи происходят регулярно, дважды в месяц.
— Нас пора заносить в Книгу рекордов Гиннесса, мы же — один из старейших киноклубов страны. А началось всё в 60-е годы, в период «оттепели», — рассказывает председатель «Контакта» и один из его основателей Эдуард Стеценко. — Тогда всюду появлялись дискуссионные клубы, и в нашем институте УралТЭП возник клуб «Кругозор». В 1967 году Свердловская киностудия помогла нам переформатироваться в киноклуб, с которым вдруг началось неожиданное цветение счастливой жизни.
Фото: Татьяна Галенцова
Клуб назвали «Контакт», он как магнит притягивал поклонников киноискусства. К молодым инженерам-теплоэнергетикам присоединялись сотрудники других организаций, вскоре в рядах насчитывалось уже более 150 человек. Местом дислокации долгое время был малый зал киноконцертного театра «Космос».
— Здесь собирался цвет молодой свердловской интеллигенции, в основном технари в возрасте 20–25 лет, которым хотелось прикоснуться к искусству, высказать своё отношение к новым веяниям современности, — вспоминает Эдуард Стеценко.
Благодаря покровительству киностудии и «Космоса» члены клуба раньше других попадали на премьерные показы, после которых разгорались бурные дискуссии. Встречались с известными кинорежиссёрами, актёрами, критиками.
— У нас были Вадим Абдрашитов, Сергей Юрский. Никита Михалков после выхода в прокат «Рабы любви» вместе с нами пил водку, ел борщ и рассказывал, как проходили съёмки этого фильма. Пётр Тодоровский целую ночь нам пел под гитару, вы бы знали, как он пел! — делится воспоминаниями Валерий Диордиев, который также стоял у истоков «Контакта», у него членский билет №2. — Мы выбирали делегатов на кинофестивали, директор «Космоса» отправлял в Москву письма с просьбой выделить билеты для Свердловского киноклуба. Однажды на одном из фестивалей попали даже на встречу с Федерико Феллини.
Постепенно членов клуба стало объединять не только кино, но и дружба, которая сохранилась по сей день.
— В 1992 году мы были вынуждены перебраться в ДК «Автомобилист», а когда здание передали церкви, собирались где удастся. К счастью, сейчас нас приютил Свердловский фильмофонд. Зал здесь небольшой, но и нас, переживших все «ненастья», осталось не так уж много, — замечает Эдуард Стеценко.
По его словам, приходят новички, кто-то из них остаётся, а кто-то уходит, не найдя созвучия своим мыслям.
— Мы же не учреждение, где можно стариков отправить на пенсию и набрать молодёжи. Мы — сообщество единомышленников, рождённых в одно время. Мы давно стали органическим составом, нас держит дружба, поэтому сейчас мы чаще теряем товарищей, чем обретаем новых, — с грустью говорит председатель «Контакта». — А молодым надо создавать свои клубы. Впрочем, у них сегодня другие интересы, да и время для киноклуба не совсем подходящее, потому что и у русской кинематографии сейчас не лучший период. Где вы сегодня в городе посмотрите хорошее современное российское кино?
В киноклубе «Контакт» по традиции смотрят только отечественные фильмы. И не увлекаются ретрокино, а стараются следить за новинками, в этом активно помогает Свердловский государственный фильмофонд. В конце марта, например, был просмотр снятого в 2015 году и объединяющего семь самостоятельных историй фильма «Счастье — это…». Во время обсуждения, как обычно, разгорелся горячий спор о художественных достоинствах картины, о содержании, о том, что такое счастье.
— То, что мы сохранили наш клуб и собрались сегодня здесь — тоже счастье, — заметил один из участников обсуждения.