Город дал трещину

18 февраля 2016, 07:01
После ремонта дороги на улице Радищева здесь образовалась длинная трещина глубиной шесть сантиметров. Фото: vk.com

После ремонта дороги на улице Радищева здесь образовалась длинная трещина глубиной шесть сантиметров. Фото: vk.com

Решить дорожную проблему в Алапаевске не могут уже несколько лет. Последний раз капитальный ремонт прошёл три года назад на трёх улицах. Но провели его плохо: вскоре на дорогах появились трещины, а тротуары стали фактически рассыпаться. Помимо этих трёх, внимания требуют ещё как минимум 10 городских улиц. Обеспокоенные местные жители обратились на прямую линию «ОГ» к губернатору Евгению Куйвашеву.

Кстати

Больше всего жителей Алапаевска беспокоит дорога по улице Льва Толстого. Это магистраль, по которой в Нижний Тагил круглосуточно едут грузовые автомобили. Ямы из года в год засыпают щебнем, но дорогу постоянно разбивают большегрузы.

По словам главы Алапаевска, они уже несколько лет пытаются передать проблемную дорогу на баланс Свердловскавтодора, но пока это сделать не удаётся. Указанные дороги не соответствуют показателям автодорог регионального значения, поэтому их передача из муниципальной в областную собственность невозможна, поясняют в областном минтрансе.

— Дороги и тротуары в городе находятся в критическом состоянии: повсюду огромные ямы и неровности, ездить и ходить невозможно, — рассказал местный житель Николай Неугасов. — Мы жаловались во всевозможные инстанции. Может быть, так удастся привлечь к дорогам внимание и что-то решить.

Не хватает средств

В администрации Алапаевска о проблеме знают, но кардинально изменить ситуацию не в силах. Деньги на содержание дорог выделяются из дорожного фонда муниципалитета, который формируется преимущественно за счёт подлежащих зачислению в местный бюджет доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы.

Но, как отметил глава Алапаевска Станислав Шаньгин, этих денег не хватает.

— Если учитывать все положенные нормативы, нам только на содержание дорог, включая организацию освещения, их чистку от снега и ямочный ремонт, требуется порядка 72 миллионов рублей в год. Но, зная проблемы с наполняемостью дорожного фонда, приходится рассчитывать только на 20, — поясняет «ОГ» Станислав Шаньгин. — Мы ремонтируем дороги по мере наших финансовых возможностей, и, конечно, во многом это зависит от объёма средств, выделяемых областью. В этом году уговорил думу заложить дополнительно из местного бюджета 30 миллионов рублей, урезав при этом расходы на другие статьи. Будем надеяться, что мы сможем отремонтировать на эти деньги что-то дополнительно.

Летом прошлого года местные активисты, зная об этой проблеме, обратились в министерство транспорта и связи области с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на ремонт дорог Алапаевска. Но, как пояснили в министерстве, такой возможности пока нет. Cредства из областного бюджета в первую очередь направляются на ремонт автодорог с интенсивностью движения более 2 000 автомобилей в сутки и строительство ранее начатых объектов.

Братья по несчастью

  • Ревда — в апреле 2015 года на путепроводе НСММЗ выявлены многочисленные недостатки дорог: выбоины, разрушение дорожной одежды, обочин, повреждение барьерных ограждений. На участке автодороги Ревда — Мариинск — Краснояр от перекрёстка улиц Максима Горького и Российской до совхоза обнаружили более 30 аналогичных недостатков. В связи с этим движение транспорта на вышеперечисленных участках было ограничено.
  • Ирбит — ужасное состояние дорог внутри города активно обсуждалось после байк-пробега «Самоцветное кольцо Урала». Как позже отметили участники пробега (см. «ОГ» от 11 июля 2014), качество дорожного покрытия может оттолкнуть туристов от посещения города.
  • Каменск-Уральский — местные жители, озабоченные состоянием дорог, создали общественное движение «За дороги Каменска-Уральского» и стали активно обращаться с претензиями в администрацию и надзорные органы. Энтузиасты даже изготовили автомобильные наклейки с подписью «Яминск-Ухабский», которые раздавали на улицах города.
  • Сысерть — в 2014 году горожане вышли на митинг «За хорошие дороги и чистый город». Состояние дорог оказалось настолько плачевным, что местные власти даже запретили проезд через территорию муниципалитета междугородних пассажирских автобусов из соображений безопасности.

Подрядчики подводят

Те немногие дороги, где за последние годы всё-таки удалось произвести капитальный ремонт и построить тротуары, быстро приходят в негодность. Такая проблема обнаружилась на трёх улицах, капитально отремонтированных в 2013 году, — это улицы Радищева, Чапаева и Суворова.

— На состояние улицы Радищева после ремонта я жаловался в администрацию: на дороге стали появляться трещины, а только что построенный тротуар рассыпался на глазах, — рассказывает Николай Неугасов. — Пришёл ответ, что к подрядной организации будет подготовлена претензия, но устранением недостатков спустя полгода после получения документа так никто и не занялся.

В администрации пояснили, что вопрос решается: по договору дороги до 2018 года находятся на гарантии, поэтому подрядчик обязан исправить дефекты.

— Это не единичный случай. Конкурс выигрывают компании, выставившие наименьшую цену, — рассказывает Станислав Шаньгин. — По факту выполнения работ мы их оцениваем и, если они выполнены качественно, оплачиваем. Если выполненные работы не соответствуют нашим требованиям, деньги компания не получает до тех пор, пока не исправит ситуацию.

Но даже несмотря на установленный конкурсный порядок, работу подрядчиков можно контролировать, а дорожные дефекты предотвращать на стадии ремонтных работ. Проблема решаема — многое зависит от усилий местных властей.

Варианты решений

  • Ситуацию с нехваткой финансирования могли бы улучшить дополнительные источники формирования региональных дорожных фондов. На днях Минтранс РФ подготовил поправки к Бюджетному кодексу: чиновники предлагают направить в фонды средства, полученные в виде штрафов за нарушения ПДД, доходы от платных парковок, сдачи в аренду придорожных рекламных конструкций, а также деньги, полученные с дальнобойщиков с помощью системы «Платон». По подсчётам ведомства, в случае принятия поправки дополнительно удастся собрать 67 миллиардов рублей по стране и выполнить поручение президента по ускорению дорожного строительства.
  • Бороться с недобросовестными подрядчиками мог бы помочь народный контроль. Такой метод уже используют в других муниципалитетах. Например, в Первоуральске в июне 2014 года администрация собрала заинтересованных горожан, которые проводили экспертизы вместе со специалистами управления городского хозяйства. Контроль происходил на всех этапах капитального ремонта: от среза до установки бордюров и укладки асфальта. Как заявил «ОГ» читатель Николай Неугасов, если удастся собрать команду единомышленников, он выйдет с таким предложением на администрацию Алапаевска.