Полжизни в дороге

11 февраля 2016, 07:00
Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

Каждое утро на автовокзалы и перроны Екатеринбурга приезжают сотни людей из области. Для некоторых такие поездки давно стали ежедневными. В столице Урала работает больше 50 процентов жителей Арамиля, Верхней Пышмы и Берёзовского, а также полевчане, ревдинцы, шалинцы и другие. Они говорят про себя: «Проводим полжизни в дороге» и встают в пять утра, чтобы успеть на первую электричку.

п. Шамары, Шалинский район. В пути — 15 часов

Искать работу в областном центре фельдшер Людмила Конькова была вынуждена три года назад после того, как в Шамарах вместо станции скорой помощи оставили пункт неотложной помощи. В результате произошли не только сокращения, но и уменьшение заработной платы у фельдшеров.

Людмила Конькова всегда в пути. Во время рабочего дня — на скорой помощи. Фото: Алексей Кунилов

— Если прежде на одну ставку я вместе со всеми надбавками получала порядка тридцати тысяч рублей, то сейчас те, кто остался работать, имеют 15–18 тысяч, — говорит Людмила. — Тут дело даже не в том, хватает на жизнь или нет. Жили хорошо, все понабрали кредитов, и я в том числе. А отдавать-то с чего? Вот подалась в город, устроилась фельдшером на 3-й подстанции скорой помощи. Здешняя зарплата такая же, как получала раньше дома.

График дежурств разный: сутки — с 9:00 до 9:00 — через двое или сутки через трое. До Екатеринбурга и обратно шамарская жительница добирается железнодорожным транспортом. Туда электропоездом Шаля — Екатеринбург, отправлением в 5:00 утра (на машине до Шали за 40 км подвозит муж, будильник заводят на 3:00). Обратно сложнее — первая электричка, на которую успевает, отправляется в 14:00 (время в пути 3 часа), из Шали через полтора часа на Пермь идёт другая. Через 40 минут Шамары, дома уже ближе к 19 часам.

— Полсуток обратно добираешься, так что если дежурство сутки через двое, то и домой не езжу, благо родственники в городе живут, только когда трое суток отдыха, еду домой, — сетует фельдшер. — Ладно, дети выросли, а вот то, что муж редко видит, плохо, конечно. Но куда деваться?

Кстати, Людмила Конькова не одна такая «гастролёрша» на подстанции, что располагается на Уралмаше. Ездят сюда работать коллеги из Режа и Красноуфимска, не считая близлежащих Верхней Пышмы и Среднеуральска.

г. Ревда. В пути 2 часа

Массажист Михаил Войцеховский уже 13 лет ездит на работу в Екатеринбург из Ревды. Каждое утро он доезжает до проспекта Ленина на автобусе, а потом пешком идёт до Центра врачебной косметологии, нащупывая дорогу тросточкой: в 10 лет он начал терять зрение и к 18 годам полностью его лишился.

После окончания медицинского колледжа Михаил остался работать в областном центре и создал семью. Когда родился сын, супруги задумались о собственной жилплощади. Рассчитали, что комната в коммуналке Екатеринбурга стоит столько же, сколько двушка в Ревде. Взвесили все за и против, посмотрели, сколько времени будет занимать дорога, и решились на переезд. А поскольку работа Михаилу очень нравилась, идею подыскать вакансию в Ревде он даже не рассматривал.

Сейчас Михаил шесть дней в неделю преодолевает 50 километров в одну сторону — с учётом пешей прогулки дорога занимает около часа.

— Я очень рад, что у меня ежедневно есть два часа личного времени. Можно послушать аудиокнигу или позвонить друзьям, — рассказывает «ОГ» Михаил. — А после возвращения домой полностью посвятить себя семье.

Первые же поездки, по словам Михаила, превращались для него в настоящее приключение. Автомобилисты редко брали попутчиков, а предварительной продажи билетов на автобусы ещё не было. Чтобы попасть на первый утренний рейс до Екатеринбурга в шесть часов, надо было отстоять час в очереди. А если мест не хватало — ждать следующего, через полчаса.

— Это была настоящая битва: всем позарез нужно было попасть именно на первый автобус — особенно бабушкам, которые ездили на овощную базу к девяти, — смеётся Михаил. — Сейчас даже на автобусе можно доехать без проблем — всегда есть свободные места. Но на попутках проще: ездишь в одно и то же время и водителей уже знаешь, некоторые могут даже от дома забрать. И можно поспорить, откуда быстрее доехать до центра — из Ревды или из отдалённых районов по пробкам.

г. Полевской. В пути 3 часа

Расстояние между Полевским и Екатеринбургом — почти 50 километров, но полевчан это не останавливает. Многие местные жители предпочитают работать в мегаполисе. Между городами по два-три раза в час курсируют автобусы, есть электричка, которая ходит дважды в день.

Полевчанка Жанна Есаян работает консультантом в магазине одежды по графику «четыре через два». Ездить в Екатеринбург приходится практически каждый день.

— К постоянным поездкам я привыкла, меня это уже не выматывает, — рассказывает Жанна. — Но иногда, когда по каким-то причинам выбраться домой не получается, остаюсь с ночёвкой у друзей в Екатеринбурге. Вместо того чтобы ждать на морозе общественный транспорт, я стараюсь ездить на автомобиле со знакомыми. Часто обращаюсь за помощью в группы «Попутчики Полевской — Екатеринбург» в социальных сетях. Это очень удобно, обычно всегда находятся люди, с которыми мне по пути.

Сейчас в сообществе попутчиков из Полевского — 1700 человек, каждый день люди, которые собираются в Екатеринбург или обратно, оповещают подписчиков, в какое время они выезжают и сколько человек могут с собой взять. В среднем проезд обходится в 100–130 рублей. Билет на автобус стоит ненамного дешевле.

пос. Студенческий, Белоярский ГО. В пути 2 часа

В Екатеринбург едут жители небольших деревень и сёл, которые не могут подыскать подходящее место работы дома. Зарплаты на должностях, не требующих специальных знаний, в крупных городах в разы превышают зарплаты врачей и педагогов в небольших посёлках. По такому пути последовал житель посёлка Студенческий Белоярского ГО Рашид Баширов. Он уже больше 10 лет работает охранником в одной из частных фирм в Екатеринбурге.

— В посёлке работать негде, зарплаты мизерные, поэтому я был вынужден искать что-то в городе — рассказывает Рашид. — Работаю я два через два: приезжаю в Екатеринбург с ночёвкой, а потом на два дня уезжаю домой к семье. Добираюсь на своей машине, путь до работы занимает буквально 40 минут, в то время как общественным транспортом дольше, и ходит он нечасто.

— Местные жители жалуются на нехватку рабочих мест в посёлке, — делится специалист администрации Студенческой сельской управы Анна Захарченко. — У нас на полторы тысячи населения — одно сельхозпредприятие, пилорама, школа, больница, детский сад, магазины. Посёлок развитый, но вакансии здесь не самые перспективные — людей тоже можно понять, хочется заработать больше.

Мнение

Александр Высокинский, заместитель председателя правительства Свердловской области:

— Екатеринбург превратился в крупный многофункциональный центр, на территории которого могут найти нишу и заработок не только екатеринбуржцы, но и жители близлежащих городов. Но чтобы сделать трудовую миграцию удобной и привлекательной, нужна единая транспортная инфраструктура, которая предусмотрена проектом «Большой Екатеринбург». Первым шагом стало строительство высокоскоростной трамвайной линии между областным центром и Верхней Пышмой. Предложений много, и каждое предстоит обсудить с главами городов, жителями, представителями транспортного бизнеса. Что касается Берёзовского, то сейчас важно максимально использовать те возможности, которые даёт дорога на Новосвердловскую ТЭЦ, продумать расположение пересадочных узлов, например, на Малышева и на Блюхера. На карте города могут появиться новые автобусные остановки для межмуниципального транспорта, в дополнение к автовокзалам: они должны быть удобными для пассажиров, но при этом не перегружать транспортную сеть Екатеринбурга. Рассматривается идея создания единых электронных карт, которые удешевят поездки с несколькими пересадками.