Вопрос жизни и смерти
3 февраля 2016, 21:30
Фото: Александр Зайцев
Трижды в неделю 69-летний житель Старых Артей Иван Зубарев едет за 70 километров в Красноуфимский диализный центр: почти год жизнь пенсионера поддерживает аппарат искусственной почки. Поездки на общественном транспорте занимают с пересадками и ожиданием 12 часов, на такси пенсии не хватает, вот и приходится самому садиться за руль, хотя это становится всё тяжелее. На просьбы помочь с транспортировкой инстанции реагируют отписками: «Это не в наших полномочиях». Решить вопрос жизни и смерти не помогли ни минздрав, ни муниципалитет. После очередной такой поездки Иван Иванович решился позвонить на прямую линию «ОГ» с губернатором Евгением Куйвашевым.
— Мечтаю дожить до возраста моего кумира актёра Владимира Зельдина — ему в прошлом году исполнилось сто лет, но боюсь, что каждая поездка на лечение может стать последней, — сетует Иван Иванович.
Почечная недостаточность развилась у пенсионера, инвалида первой группы, 11 месяцев назад на фоне сахарного диабета, и принесла с собой ещё и букет других заболеваний. Мужчина похудел на 36 килограммов, у него резко упало зрение…
Фото: Александр Зайцев
Утром Иван Иванович делает инъекцию инсулина, сбивает давление до уже привычных 180 единиц (на руках и ногах не сходят синяки от кровоизлияний) — и за руль. Баранку придерживает правой рукой, потому что левая слушается плохо. После четырёхчасовой процедуры к этому списку прибавляются сильная слабость и обмороки.
Из-за проблем со здоровьем Иван Зубарев садится за руль с опаской: боится не справиться с управлением. Фото: Александр Зайцев
В 6:30 утра из Артей отходит рейсовый автобус до Красноуфимска. Но чтобы сесть на него, надо сначала на чём-то добраться до самого райцентра, до которого от Старых Артей — 15 километров. Лечение заканчивается в обед, обратного автобуса приходится ждать три часа. В итоге обратно домой попадаешь только через 12 часов: такая «транспортная доступность» вымотает и здорового человека.
На процедуры в Красноуфимск пермяков возит краевой минздрав, нашим же пациентам обычно помогают муниципалитеты. Применительно к жителям Артей не действует ни то, ни другое правило. Фото: Алексей Кунилов
— Поэтому стараюсь ездить сам, хотя дорога влетает в копеечку, — рассказывает пенсионер. — На бензин за один раз трачу 600 рублей, на тринадцать поездок уходит около 8 тысяч — это полпенсии! Остальная половина уходит на лекарства. Если заказывать такси, получается ещё дороже — 47 тысяч в месяц. Где взять такие деньги? За год я прокатал 260 тысяч — все сбережения, что накопил за несколько лет от продажи молока односельчанам. Сейчас осталась только пенсия.
Фото: Александр Зайцев
Кроме Ивана Ивановича в районе живёт ещё три человека с таким же диагнозом — в селе Сажино, деревне Токари и в самом посёлке Арти. Одна пациентка сама ездит на диализ почти 10 лет. Раньше был ещё один больной — из посёлка Усть-Югуш, но он устал от изматывающих поездок и переехал на съёмную квартиру в Екатеринбурге. На помощь никто уже не надеется. Кроме самого Ивана Ивановича.
Медики не хотят…
Прямо во время беседы с корреспондентом «ОГ» почтальонка принесла Ивану Ивановичу заказное письмо за подписью Евгения Куйвашева. В нём глава региона подтвердил свои слова, сказанные на прямой линии: «Дам поручение министерству здравохранения и главе округа, для того чтобы они организовали подвоз».
Загвоздка в том, что ни на федеральном, ни на региональном уровне нет единого нормативного акта, в котором бы чётко прописывалось, кто отвечает за транспортировку больных к месту проведения гемодиализа.
— Транспортировка до места проведения гемодиализа — это неотъемлемая часть специализированной медицинской помощи, которая оказывается за счёт средств ОМС и лежит на плечах субъекта РФ, — говорит юрисконсульт Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига» (Москва) Алексей Шумихин. — В большинстве случаев суды обязывают заниматься подвозом пациентов больницы или поликлиники по месту жительства. Учреждение либо заключает договор на транспортировку со сторонней компанией, либо финансирует содержание штатной машины.
Со столичным юристом согласилась районная прокуратура, по заявлению которой суд на прошлой неделе обязал организовать подвоз пациентов Артинскую ЦРБ. Решение суда вступит в силу через месяц. Но медики намерены обжаловать его, объясняя это отсутствием данных полномочий.
— Транспортировка больных не является медицинской услугой, поэтому не входит в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и, соответственно, не оплачивается, — сообщил корреспонденту «ОГ» пресс-секретарь облминздрава Константин Шестаков.
По мнению минздрава области, организация транспортного обслуживания населения — обязанность муниципалитета.
…а местные власти не знают
В Артях посчитали, что на подвоз диализных больных потребуется 390 тысяч рублей в год. Дума зарезервировала в бюджете на первое полугодие 200 тысяч, но там не знают, как юридически оформить выделение денег.
— У нас такая проблема встала недавно, а конкретных рекомендаций и однозначных документов нет. Хотим помочь, но не знаем, как правильно это сделать юридически, — говорит замглавы Артинского ГО Сергей Токарев. — Если бы на уровне области чётко прописали механизм предоставления такой помощи, объяснили, как поступать в таких случаях, этого вопроса бы не было.
Во вторник, 2 февраля, «ОГ» опубликовала материал об артинском садике, который местные чиновники распорядились строить на болоте. Здесь тоже нужно было объяснить, что на болоте строить нельзя? А может быть, мэрия должна сама подумать? Или хотя бы поинтересоваться опытом других?
Примеры решения проблем с подвозом пациентов в больницы в нашей стране есть. Так, в Пензенской области с 2013 года больных во-зят на социальном такси на условиях софинансирования областного и местных бюджетов. Порядок оплаты проезда таких пациентов утвердили и в соседнем Пермском крае. Либо больным (а при необходимости — и их сопровождающим) компенсируют затраты за счёт средств краевого бюджета, либо возят их на процедуры централизованно. Именно так, на санитарном транспорте больницы, добираются до Красноуфимского диализного центра пять жителей Суксунского района Пермского края.
Есть подобные примеры и на Среднем Урале. Ачитская мэрия, например, возит на лечение всего одного пациента на машине администрации, а качканарская оплачивает 20 пациентам «социальное такси» до Нижнего Тагила (около 120 километров) — на эти расходы в городской казне предусмотрено 1,2 миллиона рублей.
После поручения губернатора и разговора с журналистом «ОГ» артинские чиновники начали изучать чужой опыт, стали консультироваться с другими территориями. И пообещали, что пока решаются юридические тонкости, мэрия и больница будут возить Ивана Зубарева по очереди. Как будет соблюдаться эта договорённость, мы проверим. Но неужели вопрос жизни и смерти человека нельзя было решить проще и быстрее — без вмешательства главы региона?
Пути решения проблемы (версия «ОГ»):
Принять региональный нормативный акт, регулирующий, кто и за какие деньги доставляет больных до места проведения диализа.
- Опубликовано в №019 от 04.02.2016