Бесплодие — не приговор
25 декабря 2015, 12:12
Большинство вопросов прямой линии касались бесплодия, что неудивительно, ведь почти треть семей в Свердловской области не могут иметь детей. Фото: taketimeforthis.com
- Опубликовано в №239 от 25.12.2015
В редакции «ОГ» состоялась прямая линия по вопросам женского здоровья. На звонки читателей отвечала главный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Свердловской области Наталья Зильбер. Подавляющая часть вопросов касалась проблемы бесплодия и репродуктивных технологий.
Досье «ОГ»: Наталья Александровна Зильбер
- Родилась в городе Снежинск Челябинской области.
- Окончила Уральскую государственную медицинскую академию
- Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Ведение беременности при аутоиммунном тиреоидите».
- Работала старшим научным сотрудником Уральского НИИ Охраны материнства и младенчества.
- В настоящее время — главный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Свердловской области
Татьяна, Екатеринбург:
— Мы с мужем живём в браке уже несколько лет, но нам никак не удаётся завести ребёнка. Что вы посоветуете?
— В Свердловской области создана целая система оказания помощи бесплодным супружеским парам. Если муж и жена не предохраняются от беременности и беременность не наступает в течение года, в женской консультации по месту жительства супругам должны дать направление в кабинет бесплодного брака. Я советую вам прежде всего попросить такое направление. У нас в регионе действует несколько межмуниципальных кабинетов бесплодного брака: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Серове, Асбесте и ряде других городов. Специалисты там работают одновременно с мужем и женой: проводят необходимые обследования, выясняют причины бесплодия, определяют, нет ли противопоказаний к тем или иным методам лечения. Если есть потребность в каких-либо диагностических или лечебных манипуляциях в условиях стационара, супругов направляют на стационарное обследование или лечение. В случае когда устанавливается диагноз «бесплодие» и можно рассчитывать только на применение вспомогательных репродуктивных технологий, супружескую пару вносят в лист ожидания для получения помощи путём экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). В 2013 году в области выделялось всего 300 квот на проведение ЭКО; начиная с 2015 года выделяется 2 500 квот, таким образом, полностью покрываются потребности жителей региона в этой услуге.
Ольга, Нижний Тагил:
— Похоже, что единственная возможность для нас с мужем стать родителями — это искусственное оплодотворение. Насколько доступна такая услуга в Свердловской области? Где её можно получить?
— Процедура искусственного, или экстракорпорального, оплодотворения в последние годы стала вполне доступной. В Свердловской области несколько медицинских учреждений специализируется на преодолении бесплодия при помощи вспомогательных репродуктивных технологий, самые крупные из них — Областной центр репродуктивных технологий на базе Клинико-диагностического центра «Охрана здоровья матери и ребёнка» (там проводится порядка одной тысячи процедур ЭКО в год), Уральский НИИ Охраны материнства и младенчества, а также Центр семейной медицины. На базе первого учреждения работает областная комиссия по отбору пациентов на проведение процедуры ЭКО за счёт средств обязательного медицинского страхования. На комиссии каждая пациентка имеет право выбрать из списка лечебных учреждений то, где она хотела бы получить эту услугу. При этом она может выбрать клиники, расположенные в других субъектах Российской Федерации. К примеру, некоторые жительницы Среднего Урала выбирают медицинские центры Москвы и Санкт-Петербурга, а пациентки из других регионов приезжают в Свердловскую область. Но надо иметь в виду, что сама процедура проводится бесплатно, однако проезд и проживание в другом городе в период подготовки к процедуре придётся оплачивать из своего кармана.
Анастасия, Екатеринбург:
— Меня поставили в очередь на проведение процедуры по экстракорпоральному оплодотворению. Скажите, хотя бы примерно, сколько времени придётся ждать, пока подойдёт моя очередь?
— В Свердловской области система помощи бесплодным парам очень чётко организована, благодаря этому сейчас процесс ожидания составляет в среднем не более двух лет. Между тем ещё недавно — вплоть до 2013 года — подобная помощь была малодоступна, и бездетным семьям приходилось по 14–15 лет ждать, когда появится возможность воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. Движение очереди можно отслеживать на сайтах министерства здравоохранения Свердловской области и Клинико-диагностического центра «Охрана здоровья матери и ребёнка».
Марина Михайловна, Первоуральск:
— Я стою в очереди на ЭКО. Насколько эффективен этот метод? Есть ли гарантия, что я смогу родить ребёнка?
— Стопроцентную гарантию здесь, конечно, никто не даст. Согласно статистике, средняя частота наступления зачатия при ЭКО составляет 30–40 процентов. В этом году у нас было немало пар, которые пришли на процедуру повторно после того, как первая попытка оказалась неудачной. В настоящий момент не существует лимитов по количеству попыток за счёт средств ОМС. Супруги имеют право подавать заявку на проведение ЭКО столько раз, сколько пожелают. Однако обсуждается вопрос о том, чтобы ограничить число попыток до трёх.
Анна Медведева, Верхняя Салда (аналогичные вопросы задали также Ирина из Верхней Пышмы и Юлия из Нижнего Тагила):
— Проблема в том, что я не могу иметь детей. Сама являюсь сотрудником МВД. Как мне попасть в государственную программу, чтобы получить услугу по искусственному оплодотворению?
— В настоящее время в рамках государственных программ услуги по применению вспомогательных репродуктивных технологий оплачиваются из двух источников: федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования. Попасть в очередь по федеральной квоте можно только в том случае, если имеются строго определённые показания. На сегодняшний день это бесплодие сочетанного генеза (то есть когда у обоих партнёров диагностировано бесплодие) и бесплодие неясного генеза. Поэтому если есть показания для постановки в эту очередь, вам никто не откажет. Что касается второй очереди, по линии ОМС, попасть в неё вы не имеете возможности, так как сотрудники МВД, к сожалению, не имеют полиса обязательного медицинского страхования. Я рекомендую вам решать этот вопрос с вашим ведомством. Подобная практика в сфере акушерства и гинекологии уже отработана: ведомство заключает договор с лечебным учреждением, куда направляется пациент, и перечисляются средства.
Оксана Верещагина, Екатеринбург:
— Коснётся ли оптимизация родильных домов и стационаров для беременных?
— Чтобы медицинская помощь была доступной и качественной, количество стационаров и коек в них должно быть оптимальным. У нас в области в службе акушерства и гинекологии оптимизация уже завершена. Сегодня беременные женщины из Екатеринбурга и из отдалённых территорий имеют одинаковые возможности для получения медицинской помощи на необходимом для неё уровне. Если беременная женщина не имеет осложнений беременности и ожидается рождение здорового ребёнка, её направляют в родильный дом. Если есть подозрения, что малыш может родиться с проблемами, будущую маму направляют в один из перинатальных центров, где созданы условия для оказания помощи новорождённым с первых минут жизни. В перинатальных центрах помощь оказывают и в случае преждевременных родов. Сегодня научились выхаживать малышей, родившихся в 22 недели и весом 500 граммов. Отмечу, что в этом году рождаемость на Среднем Урале незначительно снизилась по сравнению с прошлым годом. Тем не менее в среднем каждые десять минут на территории области рождается по малышу.