150 минут быстрой ходьбы в неделю — норма для школьника
25 декабря 2015, 12:07
Упражнения по профилактике сколиоза надо выполнять ежедневно по 3—6 раз. Источник: medprofural.ru
- Опубликовано в №239 от 25.12.2015
О том, как воспитать ребёнка здоровым, «ОГ» рассказала врач высшей категории по лечебной физкультуре и спортивной медицине, заведующая отделением реабилитации Свердловского областного центра медицинской профилактики Валентина Шибут.
- Ребёнок в начальных классах должен делать 10–15 тысяч активных движений в день, в средней и старшей школе — до 20–25 тысяч в день. Приходит ко мне на приём ребёнок — и крутится, вертится, на гимнастический шар сядет, к велотренажёру подбежит. Я сразу понимаю: он здоровый. А если заходит и садится, сложив руки, а мать рядом ещё и прикрикивает: «Тихо!» — есть опасение, что со здоровьем у ребёнка не всё в порядке. Современные дети вообще мало двигаются — виноваты компьютеры, телефоны и планшеты. Мотивировать их больше двигаться должны родители, подавая собственный пример — кататься на велосипеде, играть в футбол, бегать на лыжах.
- Крайне важной для здоровья оказывается такая, казалось бы, мелочь, как неправильная поза за уроками. У каждого второго школьника — нарушение осанки, у каждого третьего — сколиоз, а у каждого четвёртого — плоскостопие.
- Неправильное питание приводит к дефициту кальция и витамина D. Ежедневно в рационе ребёнка должны присутствовать кисломолочные продукты и пять порций овощей и фруктов. Газировку, наоборот, следует запретить — она препятствует усвоению кальция, который необходим растущему организму.
- Вредят опорно-двигательному аппарату и тяжёлые ранцы, которые вынуждены носить школьники. Для учеников младших классов ранец не должен весить более 1,5 килограмма, для средних и старших классов — более трёх килограммов.
- Утро школьника должно начинаться с гимнастики и водных процедур. Во время уроков у младших ребят и между занятиями у старших необходимо проводить физминутки. На переменах должны быть подвижные игры, чтобы дети не сидели за гаджетами. Здорово, что в школах ввели обязательный третий урок физкультуры в неделю — детям требуется восполнять недостаток движения. И не должно быть освобождения от физкультуры — ослабленные дети и те, кто только что переболел, должны заниматься в специальных группах, а не сидеть в это время на лавочке или в классе за партой.
- Прекрасно, когда в школе после уроков организуются для ребят спортивные секции. Но и о самостоятельной организации двигательной активности не стоит забывать. Пусть ребёнок плавает в бассейне, ходит на лыжах, катается на коньках, играет в снежки и катается со снежных горок зимой, а на велосипеде — летом. А ещё школьникам и их родителям необходимо 150 минут в неделю ходить в среднебыстром темпе. Полезны и занятия в спортшколах, но профиль должен порекомендовать спортивный врач — с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.
Мнение
Илона Солодовникова, врач-психотерапевт Свердловского областного центра медицинской профилактики:
— Здоровый образ жизни присущ благополучию. Если ребёнок воспитывается в условиях доверия и уважения, невелик риск того, что он попадёт в дурную компанию. Растущий человек должен чувствовать себя успешным — относительно своих собственных умений. От семьи требуется одновременно и чувство защищённости, и свободы. Тогда он будет чувствовать себя комфортно и доверять родителям, относиться с уважением к их мнению, ориентироваться на их ценности. Родители, безусловно, должны контролировать школьника, но не подавлять его своим контролем. Ещё очень важно, чтобы ребёнок был занят делом, живым общением со сверстниками. Тогда он будет доволен своей жизнью, у него не останется времени на дурные привычки, да и потребности в них не появится.
В нашем центре разработана и уже второй десяток лет действует программа сохранения здоровья детей и подростков по принципу «Равный — равному». Мы обучаем волонтёров — ребят 13–15 лет — принципам здорового образа жизни, с тем чтобы они эти принципы распространили среди своих друзей и одноклассников. Известно, что подростки получают большую часть информации от своих сверстников. Подготовленные ребята становятся «проводниками» знаний о здоровом образе жизни. Наиболее эффективно эта программа работает в Алапаевском районе, Верхней Пышме, Кировграде, Арамиле, Лесном, Ревде и в нескольких школах Екатеринбурга.