За десять лет расходы на жильё и коммунальные услуги выросли в разы, а их качество – незначительно
6 сентября 2012, 01:21
Хватайтесь за кошельки: расходы на жильё и коммунальные услуги выросли в восемь раз с 516,5 рубля в августе 2002 года до 4158,4 рубля в августе 2012 года. Эти данные на днях представила общественности российская негосударственная организация «Левада-Центр». Центр регулярно проводит социологические и маркетинговые исследования и является одной из крупнейших российских организаций в своей области. «Левадийцы» опрашивали граждан России с одной лишь целью дать оценку качества и стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства в России.
С 10 по 13 августа 2012 года Центр опрашивал жителей городов и сельское население в общей сложности 1601 человек в возрасте 18 лет и старше. В зону опроса попали 130 населённых пунктов в 45 регионах России. (В Центре мне сказали, что отдельно по Свердловской области данные предоставить не могут). Статистическая погрешность этих исследований не превышает 3,4 процента.
На официальном сайте аналитического центра сообщается, что 44 процента опрошенных оценили качество предоставляемых услуг как «среднее» (34 в 2002 году), 25 процентов как «плохое» (30 в 2002 году), а 12 процентов посчитали, что жилищно-коммунальные службы работают «очень плохо» (16 в 2002 году). Незначительно, но всё же качество услуг улучшилось.
В Региональной энергетической комиссии Свердловской области считают, что эти данные, по меньшей мере, некорректны (требуют пояснения и не могут отражать истинного положения дел). Центр считал в целом оплату услуг на жилье и коммуналку, а РЭК и государство регулируют только коммунальные услуги. Соответственно надо учитывать инфляционные индексы, которые стали применяться в начислении на оплату коммунальных услуг с 2006 года.
Можно всё свалить на инфляцию, но давайте посмотрим, как она менялась. По прогнозам Минэкономразвития и Министерства финансов РФ, инфляция в 2012 году не превысила 6,4 процента. Для сравнения, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в декабре 2008 года инфляция в России составила 0,7 процента, а в целом за весь год 13,3. В 2007 году инфляция в России составила 11,9 процента, в 2006 году 9, в 2005 году 10,9, в 2004 году 11,7, в 2003 году 12,0. По крайней мере, она росла не так быстро, как оплата за услуги ЖКХ.
На сайте Региональной энергетической комиссии Свердловской области сообщается, что общий рост платы за коммунальные услуги в 2012 году не будет превышать 115 процентов к уровню, сложившемуся в декабре 2011 года (без учёта изменения объёмов потребления). С 1 сентября 2012 года жителей Свердловской области, у которых не установлены индивидуальные приборы учёта, ожидает изменение нормативов потребления коммунальных услуг. По электроэнергии нормативы, утверждённые в 2010 году, будут увеличены в среднем на 10 процентов на жилое помещение и на 30 процентов на общедомовые нужды. В целом, с 2006 года (когда стала применяться индексация) предельный рост тарифов изменялся от 2,6 процента до 15 процентов (в терминологии и документах РЭК 102,6 и 115 процентов соответственно). Понятно, что опрос граждан в Левада-Центре даёт только приблизительную оценку истинного состояния дел, но тенденция к росту очевидна.
Как прокомментировали «ОГ» в министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области, существенную роль в оценке качества коммунальных услуг играет возрастающий уровень юридической грамотности населения. Люди стали более подкованными в вопросах жилищного законодательства и более требовательными к организациям ЖКХ.
Приносит свои плоды развёрнутая в области масштабная работа по разъяснению правил предоставления коммунальных услуг гражданам, прав и обязанностей собственников и нанимателей в управлении жилищным фондом и во взаимоотношениях с организациями жилищно-коммунального комплекса, проводимая с привлечением СМИ правительством области, органами местного самоуправления и непосредственно исполнителями жилищных и коммунальных услуг, сообщили «ОГ» в министерстве. Как следствие, на фоне повышающейся грамотности граждан возрастает и ответственность за качество предоставляемых услуг со стороны управляющих компаний и организаций коммунального комплекса.