«Как хулиган Есенин, за стихи взялась…»
1 июля 2015, 11:49
Неизвестный фотограф
Ветеран труда, блокадница Юлия Глуханько выпустила очередной поэтический сборник «Нелёгкие судьбы наши блокадой обожжены». В начале войны ей было всего три года, но детская память оказалась цепкой.
Мать Юлии погибла в июле 1941 года на строительстве противотанковых надолбов. Отец, служивший в штрафбате, был лишён права жить в больших городах. Девочка осталась на попечении тёток. Есть было нечего, и у Юли развилась дистрофия третьей степени, затем девочка заболела пневмонией. В 1943 году их вывезли из блокадного Ленинграда в Рыбинск. Семью разместили в клубе — Юлия Анатольевна помнит, что спала на трёх табуретках, а питаться приходилось гнилой картошкой. Поразмыслив, тётки написали письмо в Свердловск — деду девочки по отцовской линии, с просьбой забрать ребёнка, чтобы спасти от голодной смерти. Так Юля оказалась на Урале.
— Все знали, что дед привезёт внучку из блокадного Ленинграда, и хотя здесь, в тылу, людям тоже не хватало еды, соседи старались выкроить для меня что-то вкусное: сахар, мёд, овощи… А бабушка Анастасия выменяла на своё платье миску сметаны. Я даже не знала, что это, — вспоминает Юлия Анатольевна.
Бабушка была неграмотной, и дед Захар много читал супруге вслух, в том числе — стихи Сергея Есенина, добавляя, что поэт он хулиганистый. Бабушка взяла это на заметку и узнав, что внучка школьные сочинения пишет в стихах, взяла ремень: «Мы тебя выкормили, выучили, а ты, как этот хулиган Есенин, стихи писать взялась…» Но ни ремень, ни запреты директора школы писать сочинения стихами не повлияли на юный талант.
Юлия окончила Свердловский монтажный техникум и работала мастером на заводе ЖБИ, в Центре научно-технической информации, по путёвке комсомола осваивала целину. И всегда писала стихи. Выйдя на пенсию, женщина занялась общественной работой — сейчас она зампредседателя Союза блокадников Екатеринбурга. С её подачи коллектив ветеранов часто выступает с концертами, где сама блокадница всегда читает стихи.
В юности Юлия Анатольевна трудилась на целине. Могла бы медаль получить, но во время дежурства легкомысленно закрыла плакатом «Сдадим партии зерно досрочно!» костёр от дождя. А тут работник горкома с проверкой... Не наказал, но и награду комсомолке не дали.