Достойны осуждения
24 июня 2015, 11:21
Каждый год кто-то из экс-мэров садится в тюрьму или получает условный срок. Чаще всего уголовные дела заводятся не в период работы главы на посту, а уже после того, как он покидает мэрское кресло. Фото: Алексей Кунилов.
Месяц назад Серовский районный суд заочно приговорил к девяти годам лишения свободы экс-мэра Североуральска Юрия Фролова. Он уличён в вымогательстве взятки. Резонансное уголовное дело в отношении Фролова рассматривали в свердловском облсуде присяжные заседатели. Дело уже дважды возвращалось в прокуратуру, его также не смогли рассмотреть пятеро судей Североуральского городского суда, взявшие самоотвод. Ранее Фролов был отпущен под залог в пять миллионов рублей, а осенью пропал без вести. Это уже девятый приговор бывшему мэру: ранее свердловские суды вынесли ещё восемь обвинительных приговоров первым лицам муниципалитетов с реальными сроками лишения свободы. В тюрьму они отправляются за взятки и превышение должностных полномочий.
Условно осуждённые
Ещё двое бывших мэров получили условный срок. Бывший сити-менеджер Верхотурья Сергей Лобусов и его сообщники, руководившие муниципальными учреждениями, похитили более миллиона рублей, выделенных из областного бюджета на ремонт детских садов при школах в сёлах Дерябино и Кордюково, а также дома отдыха в посёлке Привокзальный. Сергей Лобусов приговорён к пяти с половиной годам лишения свободы условно, ему также назначен штраф в размере 700 тысяч рублей. Судебную практику обогатил креативный подход к делу экс-главы ЗАТО Уральский Игоря Силантьева. Вместе с заместителем он заказал и оплатил из бюджета предпринимателю работы, выполненные бесплатно солдатами одной из местных частей. В итоге он получил три года условного наказания.
Кушва и Верхняя Тура
Больше всего осуждённых среди экс-мэров самых суровых Северного и Горнозаводского управленческих округов. Только кушвинский городской суд вынес обвинительные приговоры трём главам муниципалитетов. Так, в августе 2006 года бывший мэр Верхней Туры Александр Селезнев был осуждён за злоупотребления должностными полномочиями. Мэр «продвинул» продажу муниципальных магазинов, существенно занизив их стоимость. В частности, своей жене он продал магазин за три тысячи рублей, в то время как его реальная цена составляла 186 тысяч, а своей матери продал другой магазин за 702 тысячи рублей, хотя на самом деле стоил он 1,7 миллиона. Селезнев был приговорён к 4 годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима.
В следующем году Кушвинский горсуд рассматривал дело бывшего главы уже своего муниципалитета — Игоря Титова. Этот чиновник также проявил доброту за счёт государства. В 2002 году Титов безвозмездно передал в собственность своему знакомому четырёхкомнатную служебную квартиру, предназначенную для работников администрации. Также при получении из областного бюджета восьми миллионов рублей для ремонта жилого фонда он незаконно израсходовал около 1,5 миллиона рублей на приобретение ценных бумаг Сбербанка. Суд приговорил бывшего мэра к двум годам лишения свободы со штрафом в размере 100 тысяч рублей.
Игоря Титова на посту главы сменила Галина Никитина, но и она стала продолжателем недоброй кушвинской традиции, пополнив ряды мэров-сидельцев. Галина Никитина отправилась в колонию на семь лет за получение крупной взятки. Суд установил, что в 2008 году Никитина получила 2,7 миллиона рублей за организацию победы фирмы в конкурсе на строительство дома для льготников. К слову, дом этот подрядчик построить так и не смог.
Краснотурьинск и Верхотурье
Взяточником оказался и экс-мэр Краснотурьинска Сергей Верхотуров. Судом установлено, что чиновник потребовал от генерального директора ООО «Валенторский медный карьер» ежемесячно передавать ему не менее 20 тысяч рублей в качестве взятки за выдачу разрешений для проезда автомобилей коммерческой организации в период весеннего ограничения движения по автомобильным дорогам. За два с половиной года мэр получил 570 тысяч рублей. В декабре 2013 года Верхотурову назначено наказание — восемь лет лишения свободы и штраф 35,7 миллиона рублей.
За лидерство в коррупционных нарушениях с экс-главами Кушвы и Краснотурьинска может поспорить сити-менеджер Верхотурья. В 2010 году Свердловским областным судом осуждён на девять лет колонии строгого режима бывший глава местной администрации Александр Пивоваров. Он признан виновным в получении взяток на сумму 1 миллион 340 тысяч рублей. Суд взыскал с Пивоварова общую сумму взяток, 200 тысяч рублей судебных издержек, а также обязал вернуть 180 тысяч рублей, незаконно полученных им в качестве премий от главы городского округа.
Лесной, Ирбит и Среднеуральск
В списке осуждённых мэров экс-глава закрытого города Лесной Александр Иванников, который был признан виновным в зло-употреблении должностными полномочиями с причинением тяжких последствий. Получив пять лет лишения свободы, он немного поработал библиотекарем в нижнетагильской колонии, а затем был переведён в колонию-поселение.
Превышением полномочий отличился ирбитский экс-мэр Андрей Гельмут, осчастливив муниципальной собственностью сотоварищей. Он нанёс муниципальному бюджету ущерб на 11 миллионов рублей и лишился свободы на три с половиной года. Также за вольное обращение с муниципальной собственностью покинул дом на полтора года глава Среднеуральска Алексей Данилов.
Помимо сроков и денежных штрафов провинившимся чиновникам суд запретил в течение трёх лет занимать ответственные должности в органах местного само-управления и на госслужбе. Но случаев повторного вхождения в должность после отбытия тюремного срока ещё не бывало, более того, экс-главы уже не возвращаются в публичную плоскость и, как правило, покидают города, где в былые годы занимали кресла мэров.
В тему
Из выступления губернатора Евгения Куйвашева на совете по борьбе с коррупцией:
— Любой доказанный факт коррупции в региональных и муниципальных органах власти — это огромный минус всей нашей работе по укреплению авторитета власти, выстраиванию конструктивного взаимодействия с гражданским обществом, по укреплению стабильности и правопорядка в регионе. Поэтому за упущения в антикоррупционной деятельности меры будут приниматься самые жёсткие.