«Высшее образование в глубоком кризисе»
10 июня 2015, 08:20
Процесс реформирования системы образования в нашей стране, к сожалению, сопровождается и негативными явлениями. «ОГ» решила развернуть дискуссию о «болевых точках» высшего образования.
Гарольд Зборовский, профессор кафедры социологии и социальных технологий в управлении УрФУ:
— Высшее образование в нашей стране переживает глубокий кризис. Это проявляется как на уровне студенчества, так и на уровне преподавательского состава. Высшее образование превратилось, по сути, в общее образование. Каждый, кто хочет его получить, имеет такую возможность. Да, есть ограничения, связанные с уровнем баллов ЕГЭ, а количество бюджетных мест сокращается. Но на платной основе вузы готовы принимать практически каждого — это один из способов выживания. Но студенчество при этом не только резко уступает по уровню подготовки прошлым поколениям студентов, оно абсолютно не соответствует потребностям экономики и общества.
Подавляющее большинство молодых людей чувствует, что из вуза их не выгонят. Преподаватель знает: если он поставит двойки большому числу студентов, за этим последуют отчисления, а следом — сокращение преподавательских ставок. Он вынужден ставить тройки. В результате он не имеет возможности реализовать себя в полной мере. Но ставки всё равно сокращаются, у оставшихся преподавателей нагрузки растут, в итоге нет ни времени, ни желания заниматься научной работой. А требования возрастают: сегодня необходимо публиковаться в журналах, которые имеют международный индекс цитирования. Всё это становится камнем преткновения на пути развития преподавателей.
Юрий Биктуганов, министр общего и профессионального образования Свердловской области:
— Болевая точка — материально-техническое оснащение вузов. Если нет соглашений между вузом и предприятиями, условия вряд ли позволят обеспечить качественную подготовку выпускников. Некоторым университетам удаётся выстраивать отношения с предприятиями, нуждающимися в кадрах. К примеру, УрФУ наладил отношения с УГМК и строит технопарки. Такая практика должна быть во всех вузах. Думаю, что сегодня каждый ректор работает над этими вопросами и использует любую возможность, чтобы через создание условий обеспечить качественную подготовку выпускников.
На мой взгляд, кроме УрФУ, в Свердловской области могут появиться и другие исследовательские университеты. Уральская академия наук может успешно сотрудничать, к примеру, с аграрным и горным и некоторыми другими университетами.
Алевтина Симонова, ректор УрГПУ:
— Одна из болевых точек высшего образования — недостаток финансирования. Мы стараемся заработать: 50 процентов студентов в нашем вузе бюджетники, а 50 процентов учатся на внебюджете. Но, к сожалению, мы не можем себя полностью обеспечить. На такие крупномасштабные проекты, как, например, капремонт здания на Карла Либкнехта, 9, средств не хватает.
Определёнными сложностями сопровождается перестройка системы образования в целом. На мой взгляд, специалитет, от которого мы отказываемся, гораздо лучше двухступенчатой системы. В течение пяти лет вузы готовили специалистов, готовых выполнять обязанности на своём рабочем месте. Сегодняшние бакалавры не готовы к работе. Для преподавателей очень сложно идёт перестройка на международные требования научной квалификации. Эта проблема связана с недостаточно хорошим знанием иностранных языков.
Виктор Гроховский, член комитета РАН по метеоритам:
— Все проблемы высшего образования начинаются в школе. Год от года уровень студентов-первокурсников всё ниже и ниже. Как бы ни банально звучала причина, но виноват в этом ЕГЭ. Да, со временем всё меняется, но надо признать, что прежняя система высшего образования и поступления в вузы была не самая худшая.
Безусловно, при современном техническом развитии не обойтись без перехода на электронные технологии и открытое образование. Но большинство молодых людей, увы, перестали логически мыслить. В любой ситуации, даже просто в общении, вся надежда у них на смартфон и Гугл, который всё подскажет. Студенты книг не читают, в библиотеку не ходят, не имеют ни малейшего желания сидеть над книгой и думать, а тем более что-то выписывать, конспектировать. «Сtrl с», «Сtrl v» — и вот она, информация, перед тобой. Распечатана. В итоге у студентов кризис мышления, в голове у них нет критериев для отбора и оценки информации.