Историк издалека
10 июня 2015, 09:01
Фото: Неизвестный фотограф
— Когда четыре месяца назад переступил порог клевакинской школы, подумал: «Как повезло!» — вспоминает её нынешний директор Леонид Новохатка. Сравнивать ему есть с чем: 17 лет Леонид Александрович возглавлял среднюю школу в городе Стаханове Луганской области. А в ноябре из-за военных действий они с супругой были вынуждены уехать из родного города.
Несколько месяцев в окрестностях города постоянно стреляли, один раз ударной волной даже выбило окна в школьных классах. Кто-то рискнул остаться, кто-то увёз семью от войны. Супруги, оба педагоги-историки по профессии, приняли решение переехать в Россию. От варианта перебраться к дочери в Крым сразу отказались: решили, что там трудоустроиться по профессии будет сложнее. Оставили дом и дачу, взяли с собой только самое необходимое и на машине отправились к родственникам в Каменск-Уральский. Леонид Александрович обратился за помощью в местное управление образования. Пока оформлял документы, узнал, что в клевакинской средней школе освободилось место руководителя.
В клевакинской школе Каменского ГО — 13 учителей. Коллектив, по словам Леонида Новохатки, принял его радушно. Фото: Неизвестный фотограф
В ведомстве оценили и его профессиональные навыки, и трудовой стаж. На новое место работы он пришёл в феврале, говорит, что хватило трёх месяцев, чтобы полностью освоиться в новой должности. Сейчас супруги снимают жильё в Каменске-Уральском, но скоро ездить не придётся — недавно им выделили служебную квартиру в Клевакинском.
— Вопрос с трудоустройством супруги пока решается — ещё предстоит разобраться с документами, — говорит директор. — На днях поедем продлевать разрешение на временное проживание, в перспективе хотелось бы получить гражданство.
О недавних событиях на родине Леонид Новохатка рассказывает неохотно: до сих пор болит душа за то, что там происходит. А вот две школы сравнивает с удовольствием.
— В стахановской было 700 учеников, в клевакинской — всего 137, но она более ухоженная и оснащённая, — рассуждает Леонид Новохатка. — 46 новых компьютеров — это по меркам сельской школы очень здорово.
По его словам, российская система образования отличается от украинской незначительно. Итоговый экзамен — тоже тест, только здесь ЕГЭ, а там ВНО (внешнее независимое оценивание), но суть одна и та же. Специфика управления школой тоже идентична.
— На первый взгляд могло показаться, что в российской школе мне будет трудно преподавать, всё-таки раньше я вёл уроки по истории Украины. Но крепкие знания по истории России и Советского Союза заложили ещё в школе и вузе, немного самообразования, и всё вспоминается.
Новый директор уже наметил себе план на год, в котором ставит целью не столько материальные преобразования, сколько необходимость развивать творческие способности своих учеников.
— Школа давно работает в связке с детским садом и Домом культуры — будем продолжать такую преемственность. Хотелось бы, чтобы ученики больше участвовали в олимпиадах. Главное — не количество пятёрок, а умение ребёнка мыслить нестандартно. А для этого нужно читать. Российские исторические книги превосходны. Не хватает только той новейшей истории, свидетелями и участниками которой мы с вами являемся. Пока основные источники информации — Интернет, телевидение и пресса. Говорю своим ученикам: сопоставляйте, проверяйте и обдумывайте. В этом и есть смысл образования — стремление добраться до самой сути.
Прямая речь
Елена Балакина, руководитель управления образования Каменского ГО:
— Когда Леонид Александрович обратился к нам в Управление образования, мы отметили и большой опыт руководства, и его профессиональные навыки. Он был прекрасно знаком с нормативной базой российского образования и отмечал сходства и различия двух систем образования — российской и украинской. В итоге Леонид Александрович с лёгкостью прошел аттестацию как вновь назначенный руководитель. Он действительно стал лидером коллектива и пользуется авторитетом у школьников и их родителей.