Зачем нам столько школьных рейтингов?
6 июня 2015, 11:24
На днях рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») составило новый рейтинг школ России: отобрало 200 лучших по показателю поступления в топ-20 вузов страны. Результаты не повторили, как ожидалось, составленный прошлой осенью «Учительской газетой» при поддержке Минобрнауки топ-500 школ. И тем более эти результаты даже не пересеклись с результатами федерального конкурса этого учебного года «100 лучших школ России». «ОГ» разбирается, зачем в стране составляется столько рейтингов и кому они нужны.
— Рейтинги — отличное средство сопоставить результаты работы учебных заведений, — считает обладатель звания «Лучший учитель России», историк из Екатеринбурга Алексей Гончаров. — Для родителей первоклашек, поступающих в школу, эти данные будут мало полезны: за 11 лет многое может измениться. А вот для старшеклассников, готовых ездить за знаниями на общественном транспорте, информация о месте школы в рейтинге может пригодиться. Надо только понимать, какие критерии взяты за основу при их составлении.
Критерии — ключевое. К примеру, в последнем «топе-200» школы относили к лучшим по числу поступивших в 20 самых-самых вузов страны (они были названы в мае). В этом рейтинге ориентировались на количество выпускников, поступивших на бюджетные места, в том числе олимпиадников. Правда, учитывали и тех, кто поступил на платные отделения. И это в целом справедливо — в топ-20 вошли только те вузы, которые не занижали планку ЕГЭ даже для поступавших за деньги абитуриентов. Так что топ-200 школ будет очень интересен родителям: в нём учитывалась именно подготовка учеников к поступлению в вузы, а вовсе не оснащение школ интерактивными досками или число почётных грамот за чистую пришкольную территорию…
А ведь некоторые рейтинги так и составляются — не по качеству обучения, а за хорошо подготовленные бумаги на конкурс. Вот, к примеру, соревнование «100 лучших школ России» — исключительно заочное. Организаторы — солидные, между прочим, люди из Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике и Комитета Государственной думы по образованию — просят школы прислать заполненные характеристики своей работы. Здесь решающей для победы может стать …обновление школьного спортзала и организация волонтёрского отряда, а это к учёбе и уровню образования не имеет никакого отношения.
— Мы рады, что наш лицей №180 попал на 57-е место в России по поступлению выпускников в лучшие вузы страны, — признаётся директор «180-ки» Алексей Крылов. — В прошлом году 32 наших воспитанника достойно сдали ЕГЭ и учатся на бюджетных местах УрФУ, а ещё 18 — на его платном отделении. Но если бы этого рейтинга не было, для нас не изменилось бы ничего. Да и сегодня нельзя ни один из существующих рейтингов назвать максимально объективным: к примеру, кто учитывает школы с углублённым преподаванием предметов художественно-эстетического цикла или школы со спортивной направленностью? А между тем актёры и спортсмены точно так же нужны нашему обществу, стране, как физики или металлурги.
И не согласиться с этим нельзя. Между тем вполне официальный топ-500 российских школ, который каждый год составляет «Учительская газета» при поддержке Минобрнауки РФ, учитывает только победителей олимпиад и результаты ЕГЭ. И удивительно, что лицей №130 Екатеринбурга, например, в топ-500 не вошёл совсем, а в топе-200 оказался на 17-м месте в России. Он отправил на бесплатное обучение в лучшие российские вузы сразу 62 выпускников, тогда как блистательная гимназия №9 Екатеринбурга (11-е место в топе-500) — всего 50 выпускников.
— Состоятельные родители «девятки» не очень ориентированы на бюджетные места российских вузов, — объяснила мама выпускника Мария Федосова. — Очень многие отправляют учиться своих отпрысков за границу, а это ни в какой официальной статистике не учитывается. Так что родителям и педагогам, изучающим рейтинги, надо иметь в виду этот факт.
Точно так же, как надо знать и о том, что топ-200 сельских школ (рейтинг той же «Учительской газеты» и Минобрнауки) ориентируется в основном на оценки в аттестатах, не учитывая даже результаты ЕГЭ. Забавный факт: все лидирующие места в этом рейтинге занимают… школы южных республик. Там у выпускников сплошные отличные аттестаты. Правда, с результатами ЕГЭ они никак не коррелируют.
Место в области | Место в стране | Школа |
1 | 6 | Лицей СУНЦ УрФУ8* |
2 | 13 | Гимназия № 9, Екатеринбург11* |
3 | 17 | Лицей № 130, Екатеринбург |
4 | 31 | Лицей № 110 им. Гришиной, Екатеринбург* |
5 | 36 | Гимназия № 35, Екатеринбург |
6 | 57 | Лицей № 180, Екатеринбург |
7 | 61 | Гимназия № 2, Екатеринбург* |
8 | 63 | Лицей № 135, Екатеринбург* |
9 | 99 | СОШ № 200, Екатеринбург |
10 | 109 | Лицей № 12, Екатеринбург |
11 | 114 | Гимназия № 13, Екатеринбург* |
12 | 120 | Гимназия № 161, Екатеринбург |
13 | 124 | Гимназия № 37, Екатеринбург* |
14 | 126 | Гимназия № 99, Екатеринбург |
15 | 129 | СОШ № 7, Первоуральск |
16 | 137 | Лицей № 100, Екатеринбург |
17 | 140 | Гимназия № 120, Екатеринбург |
18 | 143 | Гимназия № 47, Екатеринбург |
19 | 151 | СОШ № 68, Екатеринбург |
20 | 172 | Политехническая гимназия, Нижний Тагил* |
21 | 184 | Лицей № 88, Екатеринбург |
22 | 191 | СОШ № 2, Верхняя Пышма |
23 | 194 | Гимназия № 116, Екатеринбург |
24 | 199 | Гимназия № 94, Екатеринбург |
* — школа попала в топ-500 России