Соседи по несчастью

11 марта 2015, 12:47
Недавно в серовском доме на улице Пристанционной прорвало трубы. На холоде ворвавшийся в помещение пар мгновенно осел на лестнице и стенах пышной изморозью. Неизвестный фотограф.

Недавно в серовском доме на улице Пристанционной прорвало трубы. На холоде ворвавшийся в помещение пар мгновенно осел на лестнице и стенах пышной изморозью. Неизвестный фотограф.

28 февраля «ОГ» писала о ходе реализации программы по капитальному ремонту в Нижнем Тагиле. Первыми в списках на капремонт в городе стоят дома, которые пора сносить. Сегодня мы расскажем ещё о двух таких домах – в Серове и Екатеринбурге. Эти вовсе не попали в первую волну капремонта, а доживут ли до начала второй, ещё вопрос.

«Дом-пещера»

Серовчане, живущие в доме на улице Пристанционной в посёлке Энергетиков, зимой вместо подъезда имеют ледяную пещеру. Дом, построенный в пятидесятые, разваливается на глазах. Жильцы утверждают, что ещё в 2010 году здание стояло в очереди на снос, а их ждало переселение в новые квартиры. Теперь оказалось, что при 70 процентах износа дом ждёт только капитальный ремонт, и тот в 2019 году. Тем временем существование в таких условиях становится невыносимым.

По словам директора обслуживающей организации ООО «ДомСервис» Сергея Бирюкова, официального заключения, что дом аварийный, нет. Когда компания начинала обслуживание этого дома, никаких документов о том, что он подлежит расселению, им не выдавали. Соответственно, здание и включили в программу капремонта.

– Для таких домов 2018–2020 годы – это вполне нормальный срок. А будет ли переоценка его состояния – решать администрации, – отметил Бирюков.

Местные депутаты пытаются добиться привлечения независимой экспертизы, которая подтвердит, что дом подлежит сносу. Как сообщил корреспонденту «ОГ» депутат серовской думы Сергей Семакин, если потребуется, народные избранники готовы решать вопрос в судебном порядке. Они подозревают, что власти не хотят признать, что жильё требует сноса, потому что в таком случае жильцам придётся вне очереди выделять площади из маневренного фонда.

Первый заместитель главы администрации Серова Вячеслав Семаков признался, что проблемы дома с Пристанционной уже набили оскомину чиновникам. По его словам, для переоценки степени износа действительно необходимо провести независимую экспертизу, но сделать это администрация предлагает самим жителям. Стоимость услуги примерно 100 рублей за квадратный метр, но выкладывать лишние деньги никто из жильцов не спешит.

– Устали уже объяснять, что здание сносить невыгодно самим жильцам. Куда мы их переселять будем? Некуда! У нас ведь муниципальное жильё не шибко строится. Ну, в этом году пара домов, потом ещё один, на 2017 год у нас четыре запланировано. А расселить моментально нужно 200 человек! Мы включили дом в программу капремонта, средства предоставляются региональным оператором, – говорит Сергей Семаков.

В администрации посоветовали жителям успокоиться и ждать своей очереди. Дом, по словам чиновников, несмотря на пугающий внешний вид, простоит ещё долго и своего часа дождётся.

Плесень вытесняет жильцов

Жильцы бывшего общежития на Малышева, 138 в Екатеринбурге с ужасом ждут потепления: щели в подсохших стенах могут разойтись, а фундамент – еще больше просесть. Бывшее общежитие УГТУ-УПИ построили в 1933 году. В семидесятых оно получило статус жилого дома, а несколько месяцев назад университет сложил полномочия по управлению зданием. Жильцы не выбрали, кто будет управлять многоквартирным домом, поэтому на конкурсной основе муниципалитет назначил управляющую компанию «Федерация».

Жительница екатеринбургского общежития на Малышева Ольга Васильева измеряет сквозную трещину в стене. С начала зимы щель увеличилась уже на несколько сантиметров. Фото: Ольга Кошкина.

Дом «сдал позиции» после пожара в 2008 году. Кровлю и чердак тогда восстановили, а стены и деревянные перекрытия между этажами просушили. Здание «стянули» металлическим поясом, но сейчас трещина пошла с другой стороны – по прогнозам специалистов, через полгода она может вырасти ещё на три-четыре сантиметра. Несколько душевых и санузлов «съедает» грибок, в потолке и стенах видны щели между кирпичами. Несколько кирпичей с грохотом выпали из заднего фасада прямо на наших глазах.

– Недавно от сильного ветра кирпичи вообще начали обрушиваться пачками. Сидела в комнате и боялась, что в стене появился дыра, – рассказывает жительница четвёртого этажа Ольга Васильева.

Женщина с осторожностью выходит в коридор – на прошлой неделе полуметровый кусок потолка упал под ноги пенсионеру. Мужчина чудом не пострадал. Люди моются за шторкой, а сверху капает вода и отпадает штукатурка.

– Забеливать бесполезно, через месяц плесень снова «расцветает», – говорит мать троих детей Зульфия Исламова. – Детей одних стараюсь никуда не отпускать. Душевая недалеко, но одна на 30 комнат – в очереди сидим до двух ночи. Вторая душевая закрыта, потому что вода заливает магазин внизу.

«Добивает» старый дом отношение к нему со стороны жильцов. На втором этаже – в умывальной комнате – парит, как в сауне: кипяток льётся в раковины постоянно. На четвёртом – от утечки воды пошла трещинами штукатурка на кухонной стене. Люди отдают за коммунальные услуги до четырёх тысяч в месяц, но устранять поломки не торопятся.

В УК заявили, что для реконструкции здания понадобится около 40 миллионов рублей.

– Работы много, и она не терпит отлагательств, – говорит руководитель управляющей компании Антон Азаров. – Пока делаем только небольшой ремонт: в выходные будут чинить сантехнику.

Капитальный же ремонт УК пообещала провести уже этим летом: деньги на реконструкцию рассчитывали получить в виде субсидий из бюджета муниципалитета либо из «общего котла» Регионального фонда капремонта, в рамках программы. Вот только сотрудников фонда это заявление удивило.

По словам пресс-секретаря Регионального фонда капремонта Людмилы Белокопытовой, компания предоставила в фонд сведения о плачевном состоянии дома, но пока этот вопрос остаётся на уровне разговоров. В краткосрочный план капремонта на 2015–2017 годы дом не включён, для этого необходимо соответствующее решение администрации Екатеринбурга.