В жизни круче, чем в кино
25 ноября 2014, 12:55
Пётр Щетинкин (в центре) во время Первой мировой войны. На груди у него полный набор Георгиевских крестов. Неизвестный фотограф.
В марте 1972 года на экраны кинотеатров страны вышел фильм Свердловской киностудии «Кочующий фронт». Главный герой этой картины партизан Пётр Щетинкин (его играл актёр Пётр Глебов) – знаменитый герой Гражданской войны. Другой факт его биографии гораздо менее известен: в годы Первой мировой Щетинкин был одним из самых именитых Георгиевских кавалеров русской армии.
Родом из рязанских крестьян (позже враги назвали его «рязанским плотником»), Щетинкин попал на военную службу рядовым ещё в 1906 году – в 29-й пехотный Сибирский полк, который дислоцировался в Ачинске. Дослужившись до унтер-офицера, Пётр уволился в запас, обзавёлся семьёй и крепко осел в Сибири. В 1911 году вернулся на сверхсрочную службу в тот же полк и после окончания школы подпрапорщиков в 1913 году был произведён в фельдфебели.
Своим характером Щетинкин полностью оправдывал фамилию. Такие люди редко достигают высот в мирное время, но на войне часто становятся героями. Именно это и произошло с Петром Щетинкиным. В должности фельдфебеля, обязанности у которого были хозяйственно-интендантскими, он стал прославленным воином. Впервые эти его качества проявились в сентябре 1914 года под польским городом Августов, когда в результате русского контрнаступления немцы были вынуждены отступить в Восточную Пруссию.
В годы войны Щетинкин проявил героизм, смелость и воинский талант, за личную храбрость был награждён 4-мя Георгиевскими крестами – стал полным Георгиевским кавалером – и к 1917 году дослужился до штабс-капитана: потрясающая карьера для бывшего младшего чина.
А гораздо более известными стали все его «щетинистые» качества во время Гражданской войны, когда в Ачинске, в тылу территории, занятой Колчаком, в 1918 году Петр Щетинкин создал красный партизанский отряд, который к 1919 году разросся до такой степени, что стал называться Северо-Ачинской партизанской армией. Колчаковский генерал Лев Барановский, когда его подчинённые презрительно отозвались о Щетинкине как о «рязанском плотнике», сказал о нём с удивительным уважением: «крепкий орешек и красный талант».
Этот «красный талант» создал под носом у Колчака настоящую советскую республику, а его партизаны регулярно перекрывали железнодорожное сообщение между Сибирью и Дальним Востоком. Колчак был вынужден использовать против Щетинкина регулярные войска, но те добились лишь того, что партизаны бежали в Монголию.
Позже именно Монголия сыграла ключевую роль в жизни Щетинкина. В 1921 году, уже после победы над Колчаком, он был снова отправлен туда для борьбы с Азиатской дивизией белого барона фон Унгерна. А в 1927 году, уже по приглашению властей Монгольской Народной Республики, он был послан в Улан-Батор в качестве инструктора Государственной военной охраны. Там-то Пётр Щетинкин и был убит при загадочных обстоятельствах.
Кстати
В 1919 году партизаны Щетинкина участвовали в разгроме у Ачинска 27-го Камышловско-Оровайского полка горных стрелков, который формировался в Екатеринбурге и считался преемником 195-го Оровайского пехотного полка.