На БАМе появились два свердловских посёлка
15 октября 2014, 11:18
Памятник в поселке Хорогочи. Неизвестный фотограф
15 октября 1974 года коллективы свердловских предприятий «Главсредуралстрой» и «Уралгипротранс», обсудив постановление ЦК КПСС «О шефстве над строительством Байкало-Амурской магистрали», решили взять шефство над двумя посёлками БАМа – Кувыкта и Хорогочи.
Байкало-Амурская магистраль в проекте существовала ещё в XIX веке (тогда – как Тихоокеанская железная дорога), а в советское время начала строиться в 1932 году, но Всесоюзной комсомольской стройкой она была объявлена лишь в 1974 году, когда с этой инициативой выступил на XVII съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Уже в последний день работы этого съезда на перроне Ярославского вокзала в Москве с оркестром провожали в дальний путь первый ударный комсомольский отряд строителей БАМа, а в это время в кабинетах Госплана и Госснаба страны, министерств и ведомств составлялись приказы и разнарядки на выделение «стройке века» машин, механизмов, строительных материалов. Со всей страны тысячи комсомольцев поехали на строительство, а в регионах создавались специальные строительные организации. В Свердловске это была ПМК (передвижная механическая колонна) – строительно-монтажная организация, задействованная на БАМе.
На памятном знаке в Кувыкте указано, что этот посёлок построен Свердловской областью. Неизвестный фотограф.
После выхода в июле 1974 года постановления ЦК КПСС «О шефстве над строительством БАМа» многие предприятия СССР стали брать на себя обязательства по поддержке строительства отдельных участков магистрали: предприятия Москвы, например, взяли шефство над участком магистрали Тында – Чара, а трудящиеся Свердловской области – над строящимися посёлками Кувыкта и Хорогочи, которые потом так стали и называть – свердловскими.
Кстати
Сегодня население Кувыкты всего 297 человек, а Хорогочи – 347 человек.