Александр Керенский в екатеринбургском суде защищал членов РСДРП, которая через четыре года лишила его власти

19 сентября 2014, 08:45

В 1913 году в Окружном суде Екатеринбурга открылся судебный процесс против группы людей, которым вменялась принадлежность к Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), считавшейся террористической и потому запрещённой. Одним из адвокатов революционеров был Александр Керенский – будущий председатель Временного правительства России.

Обвинялись в том, что они состоят в РСДРП, 12 человек, самые известные из которых – Сергей и Мария Черепановы, Надежда Мартемьянова и Александр Капустин, а также Евгения Бош, защитником которой, собственно, и был Керенский.

Аресты участников этой группы в Екатеринбурге прошли ещё в 1911 году, когда жандармерия перехватила письмо Надежды Мартемьяновой, адресованное Надежде Крупской (на парижский адрес ЦК партии), после чего начались повальные обыски у знакомых Мартемьяновой, в результате которых были найдены ещё письма (в том числе Владимиру Ульянову-Ленину), а также запрещённая литература. На время следствия, которое длилось два года, все арестованные содержались под стражей.

«Дело 12-ти» (под таким названием оно проходило в бумагах) было политическим, в силу чего должно было рассматриваться судебной палатой. Поэтому процесс, хотя и проходил в Екатеринбурге, считался выездной сессией Казанской судебной палаты, и на нём председательствовал председатель уголовного департамента Казанской судебной палаты Людвик Драверт. Так как политические дела в Екатеринбурге рассматривались чрезвычайно редко, оно стало большим событием – корреспондент газеты «Зауральский край» отмечал, что «публику пускали с большим разбором».

Александр Керенский умер в Нью-Йорке (США) в 1970 году, дожив до 89 лет.

Керенский, который, несмотря на молодость (32 года), в то время был не просто адвокатом, но и депутатом Государственной думы, регулярно защищал революционеров по всей стране и вообще был личностью одиозной (в Киеве, например, за оскорбление судебной палаты получил запрет на адвокатскую практику на 8 месяцев). В Екатеринбурге он не изменил себе: сначала опоздал на заседание, а затем, получив слово, заявил, что его подзащитная невиновна: «достаточно было коснуться этого дела, чтоб обвинение пало само собой…». Итогом стало оправдание Евгении Бош, хотя почти все остальные получили сроки заключения или ссылки. Впрочем, Бош всё равно оставили под стражей – уже по обвинению в принадлежности к киевской организации РСДРП.

P.S. Материалы об этом процессе «ОГ» предоставил профессор Уральского государственного юридического университета Александр Смыкалин.