В идеологии пустоты опасны
30 апреля 2014, 12:33
Все мы помним девяностые годы, когда считалось, что чем меньше идеологии, тем лучше. Однако за прошедшую четверть века мы увидели, что идеологические пустоты быстро заполняются. Причём, если государство не может предложить обществу стройную систему ценностей, то эти пробелы в идеологии заполняются чем попало.
Приведу маленький пример. Если во всём Советском Союзе существовало около трёхсот религиозных сект, то в нынешней России, с её куда меньшей территорией, действует более пятисот различных сект. Меня особенно удивили данные по одному из регионов нашей страны. Там существует примерно сто деревень. Так вот в этих ста деревнях — сто религиозных сект. Куда мы идём?
При нынешнем уровне развития информационных технологий вакуум в общественном сознании очень быстро и легко заполняется идеями весьма сомнительного толка. Сегодняшние события на постсоветском пространстве показывают, что нужно найти некий компромиссный вариант идеологии: с одной стороны, отстаивать традиционные ценности народа и одновременно не отрываться от глобального течения общественной мысли. Как это сделать?
Понимание патриотизма в разных странах сильно отличается. Все помнят лозунги времён Великой Отечественной войны, когда говорилось, что наши солдаты в плен не сдаются. А в некоторых других странах, наоборот, изначально оговаривалось, что если солдаты попадают в плен, то сразу же в армии меняются все шифры: считалось нормальным, что в плену солдаты для спасения своей жизни расскажут врагу все сведения. Это наглядное проявление разных идеологических установок: у нас — гражданин готов на всё ради блага страны, а у них — борьба государства за жизнь каждого человека.
Безусловно, тут есть тема для дискуссии. Но хочу подчеркнуть, что за рубежом всегда вызывала уважение свойственная россиянам самоотверженность. В качестве иллюстрации приведу цитату из мемуаров известного шотландского учёного сэра Родерика Мурчисона. он два года провёл на Урале, много работал бок о бок с местными жителями. Он так описал свои впечатления: «Посреди такого народа исчезает сама мысль о невозможном и затруднениях. Стояла погода сухая или мокрая, знойная или холодная, но никогда не было никакого ропота, и единственный ответ, который я слышал от этих мужественных, простых, прекрасных, замечательных людей, был: «Можно». В России всё можно, а уж если ставить перед её жителями высокие цели, то с этой страной никто не сравнится».
Я считаю, что такой пример из истории доказывает, что нам, россиянам, есть на чём построить свою новую патриотическую идеологию. Духовный потенциал нашего народа таков, что не нужно нам спешить слепо копировать западные штампы, необходимо сохранять уважение к тем традициям самоотверженности, которые всегда были свойственны нашему народу.