Этот день в истории Свердловской области - 13 сентября
13 сентября 2014, 19:25
Три года назад (в 2011 году) в Екатеринбурге была установлена мемориальная доска, посвящённая Даниле Звереву – самому известному уральскому горщику.
Забавный факт: многоэтажка, на которой установлена мемориальная доска, имеет адрес: улица Блюхера, 65, хотя и стоит на перекрёстке с улицей Данилы Зверева.
Горщик — уральское слово, не имеющее аналогов в других регионах страны. Горщик — не просто старатель (старателем мог быть любой крестьянин), а искатель самоцветов, для которого камни и их поиск становились не только профессией, но и смыслом жизни. Горщик — не обязательно резчик по камню, но обязательно знаток и оценщик камня.
Уникальность Данилы Зверева (1858–1938) в том, что этот уроженец маленькой деревни Колташи (Режевской район) был настолько хорошим оценщиком камней, что ему доверяли подбор минералов для самых ответственных заказов — таких, например, как карта Франции, изготовленная уральскими мастерами к Всемирной выставке в Париже (1900 год), звёзды Московского Кремля (1935 год) и гигантская карта индустриализации СССР (1937 год). При этом, вопреки общему мнению, Данила Зверев не был прототипом Данилы-мастера из сказов Павла Бажова и вообще не был камнерезом (хотя известным камнерезом стал его сын).
В 1938 году Данилу Зверева похоронили в Свердловске на старом лютеранском кладбище (ныне — парк имени Блюхера) и о старом горщике понемногу забыли. Лишь в 80-х годах прошлого века свердловский писатель Алексей Ивунин, написавший о Звереве книгу «Данила-горщик», разыскал старую могилу и вскоре на её месте поставили памятный камень. А в 1995 году, по инициативе другого известного писателя и краеведа — Всеволода Слукина, в честь Данилы Зверева переименовали улицу Голощёкина.
Идея мемориальной доски принадлежит также Алексею Ивунину, а помог её изготовить и установить современный уральский горщик — основатель единственного на Урале частного минералогического музея Владимир Пелепенко.
КСТАТИ. Данила Зверев на улице, которая носит его имя, никогда не жил, а Филипп Голощёкин оказался в 1995 году в опале за то, что был участником расстрела семьи Николая II.