История страны — через судьбы земляков
6 августа 2014, 13:22
С уроков краеведения Жели Александровны Горяевой нижнетуринские школьники не сбегают, наоборот – помогают собирать экспонаты в школьный музей. Авто фото неизвестен.
Желя Александровна Горяева — педагог с 54-летним стажем, отличник народного просвещения, краевед и летописец — человек в Нижней Туре известный. Педагогика, конечно, для неё на первом месте. Однако все остальные пристрастия тоже тесно с ней связаны.
С её уроков краеведения дети никогда не сбегают. Более того, вместо игр они увлечённо ищут в интернете информацию о первой мировой, о легендарных сражениях Великой отечественной или Демидовских заводах и уральских мастерах, пишут рефераты. В школьном музее, созданном ею, ребята изучают историю по документам, книгам, живым свидетельствам очевидцев и сами собирают материал о знаменитых земляках.
В школьном музее Горяевой и её добровольным помощникам удалось собрать жизненные истории более чем двухсот нижнетуринцев — выпускников и учителей нижнетуринской школы №1, первого среднего учебного заведения города, которому исполнилось 98 лет. Эти материалы доступны не только школьникам, горожане тоже частые посетители музея, ведь здесь хранится частица истории многих семей.
— Когда школа переехала в новое здание, я обратила внимание, что на двери одного из кабинетов уже была надпись «музей», — рассказывает Желя Александровна. — а потом мне, преподавателю русского языка и литературы, было поручено создать в нашей школе музей. Первые экспозиции собрали за полгода. Приходилось порой даже ночевать здесь: пропущу последний автобус, вот и пристраиваюсь на раскладушке, пальто — под голову. Днём, в свободное от уроков время, я обходила участников войн, тружеников тыла, старожилов города… Слушала, записывала, принимала в дар музею письма, различные экспонаты. А не стало хватать места под экспонаты, закрыли стендами окна. И вот уже 13 лет музей для меня — родное детище.
Работая над его созданием, педагог поняла, что история становится понятнее, когда дети узнают её через рассказы людей, которые жили или живут в одном с ними городе, на одной улице. К примеру, никого не оставили равнодушными воспоминания одного из земляков о военном детстве: «окончилась война, и у нас в детдоме первый раз поставили на стол много хлеба: бери и ешь, сколько захочется. А ребята почему-то не брали. Каждый пододвигал себе пайку — кусочек граммов в 50–60 (именно столько нам всегда давали раньше) — а больше взять рука не тянулась, хоть глаза и выдавали голод… Хлеб этот съели только вечером. Дружно и быстро. Все вместе». После такого рассказа рука не поднимется выбросить кусок хлеба.
— Мне очень важно, чтобы остался на земле след от тех людей, что сохранили нам мир, жизнь, будущее, — поясняет Горяева. — поэтому я так настойчиво до сих пор по крупицам собираю материалы, отлично осознавая, что из жизни уходят участники героических событий. надо успеть запечатлеть их бесценные воспоминания не о количестве техники, участвовавшей в сражениях, или о сбитых самолётах — ветераны вспоминают порой о вещах самых простых, житейских, о мелочах, которые многое могут сказать о характере человека.
В школьном музее собран богатый и интересный материал о нижнетуринцах, участниках войны и тружениках тыла: Герое Советского Союза Григории Ивановиче Глазунове, Николае Ильиче Скорокове и его жене Александре Михайловне, Екатерине Петровне Моксуновой, Мансуре Бургановиче Хайбулине, Евгении Васильевиче Панкратьеве и многих других.
Перед Днём победы Горяева попросила старшеклассников принести фотографии родных и близких, воевавших, погибших на фронтах, трудившихся в тылу. А потом она сфотографировала учеников с этими фото в руках. Акцию назвали: «победители и правнуки Победы».
Один из учеников признался, что впервые почувствовал себя и свою семью причастными к истории родины.