«Самоцветное кольцо». Финиш

21 июня 2014, 23:12
В последний день пробега байкеры отправились на родину Бориса Ельцина (и журналистки «ОГ» Ларисы Хайдаршиной  )- в село Бутка́. Фото Станислава Савина

В последний день пробега байкеры отправились на родину Бориса Ельцина (и журналистки «ОГ» Ларисы Хайдаршиной )- в село Бутка́. Фото Станислава Савина

Байк-рок-пробег «По хребту» подошёл к концу. С 14 по 18 июня байкеры, а с ними и корреспонденты «ОГ» побывали в 11 населённых пунктах, не считая Екатеринбурга. Последними на карте пробега по «Самоцветному кольцу Урала» стали город Талица и село Бутка́.

В Талице нас встретили хлебом-солью, песнями и хороводом. Приезд байкеров и рок-концерт для этого городка в 16 тысяч населения — большое событие. Туристы, да ещё и в таком количестве, сюда забираются редко — далеко (220 километров от Екатеринбурга), да и ярких достопримечательностей, если быть честной, нет.

— Я работаю два года, и за это время наша команда почти ничего не сделала в сфере туризма, хотя мы очень хотим этим заниматься, — признаёт Александр Толкачёв, глава Талицкого городского округа. — Но у нас два прекрасных «хэдлайнера» — искусный разведчик Николай Кузнецов и первый Президент Российской Федерации Борис Ельцин. Есть большие проблемы с общепитом: если качество хорошее, то цены очень высокие, если цены приемлемые, то качество оставляет желать лучшего...

Оценить общепит нам толком не удалось: гостям предложили пообедать на полевой кухне. Вкусно, а главное — совершенно бесплатно. Но полевая кухня — явление редкое. Обычно приходится довольствоваться столовой или скромными кафе, найти которые в Талице непросто.

Несмотря на неразвитость туризма, гостиницы в городе есть. Правда, мне сложно представить путешественника, который приедет сюда с ночевой. Если уж на то пошло, интереснее провести время на природе в национальном парке «Припышминские боры». Но нам его почему-то не показали. Зато предложили съездить в гостеприимную Бутку́. Всего 36 километров по ровной прямой дороге — и мы в аккуратном, ухоженном селе, где родился (но не жил) первый российский президент. Сегодня здесь до сих пор можно пообщаться с современниками Бориса Ельцина, которые его знали лично. Но надолго туристу тут не задержаться: можно посмотреть на дом родителей Ельцина, школьный музей и старинную церковь — вот, пожалуй, и всё.

Вечером того же дня в Талице состоялся уже традиционный для байк-рок-пробега концерт. Путешествие почти подошло к концу, впереди лежала дорога домой...

Итоги

Начну с хорошего, благо его немного. Шутка. Маршрут, действительно, не скучный и достоин внимания. Во-первых, история Среднего Урала полна интереснейших фактов и легенд, знакомиться с которыми лучше прямо на месте событий. К тому же музеи у нас развиты хорошо. Во-вторых, природа вокруг такая красивая, что и в города можно не заворачивать — посмотришь на эти скалы, реки, леса и уже понимаешь, что не зря ехал. А сельский люд, помимо прочего, ещё и радует своим радушием и гостеприимством. Из такой поездки можно привезти не только надоевшие всем магнитики, но и парное молоко, и уникальные поделки, и украшения из настоящих уральских самоцветов. Кстати, в глубинке цена на них очень привлекательная.

Недостатков пока заметно больше. Во-первых, продолжительность маршрута в паре с содержанием. Пять дней подряд слушать экскурсоводов не каждый сможет, под конец хочется просто тишины. Туристическая программа, предложенная некоторыми городами (например, Ирбитом), оказалась непродуманной: не один час мы посвятили безделью, хотя могли бы увидеть ещё многое. Пару раз я искренне была удивлена выбору объектов: ну разве интересен туристу Экспериментальный завод в Реже? Разве его вообще туда пустят? Во-вторых, при всей развитости музеев есть большие проблемы с экскурсоводами: мало где могут похвастать по-настоящему эрудированными, отзывчивыми и обаятельными гидами. В-третьих, кое-где, по-хорошему, и посмотреть толком не на что. Почему, например, в маршрут включили Талицу, а не Верхотурье? В-четвёртых, конечно же, инфраструктура...

В этой части главная беда — дороги, причем как внутри населённых пунктов, так и между ними. Особенно на севере маршрута: туда рекомендую отправляться только владельцам внедорожников. Ну ладно, с горем пополам доехали. Надо бы перекусить... в большинстве случаев голодом вы не останетесь, но разнообразия не ждите. Гостиницы и вовсе вызывают бурю противоречивых эмоций: вроде бы, они и есть, но не везде, а качество чаще всего разочаровывает. Кроме того, забронировать место заранее проблематично: ведь не то что сайт с фотографиями номеров, даже номер телефона гостиниц маленьких городов с первого раза не найти.

Даже при условии, что вы приехали на день и запаслись едой заранее, могут возникнуть бытовые проблемы. Так, сходить в туалет можно только в музее или в кафе, если вы туда все-таки решите заглянуть. Вариант «под кустик» не рассматриваем — мы же культурные люди...

В общем, проблем у «Самоцветного кольца» много, и вряд ли с ними быстро справятся. Так что оптимальный вариант путешествия по Среднему Уралу — либо на пару дней в конкретную точку, либо на неделю по горам с палаткой и спальником за плечами.

Субъективная оценка корреспондентов «ОГ»

Населённый пунктГидыДостопримечательностиДорогиГостиницыОбщепитИтоги
Коптелово5544523
Невьянск5533420
Нижний Тагил3533519
Алапаевск и Верхняя Синячиха5533319
Талица и Бутка4453319
Ирбит2523517
Висим444-416
Реж4332416
Нижняя Синячиха454-316

*По пятибалльной шкале

Комментарий

Елена Новоторженцева, заместитель министра экономики Свердловской области:

— На координационном совете по туризму в РФ был представлен наш проект «Самоцветное кольцо Урала», и эксперты признали — это интересно, важно, нужно. Да, пока на маршруте есть недочёты. Но любой проект предполагает доработку и досоздание того, чего не хватает. Первый этап: 2014–2016 годы — создание придорожного сервиса, гостиницы. Второй этап: 2017–2018 годы — строительство парков и масштабных комплексов, где всей семьёй можно провести целый день. Но для этого бизнесу нужен гарантированный туристический поток. Наш проект должен войти в государственную целевую программу. После этого будет разработан подробный комплекс мероприятий по развитию «Самоцветного кольца», уже есть соответствующее поручение губернатора Свердловской области.

Сумма проекта, заявленного для участия в целевой программе, — восемь миллиардов рублей, это федеральные, областные и — около 80–90 процентов — частные инвестиции. Мы очень рассчитываем, что федерация поможет нам с дорогами и подъездами к гостиницам, которые будут строиться.

Всего в нашей стратегии три глобальных маршрута: «Самоцветное кольцо», «Пояс Рифея» (юг области, вдоль федеральной трассы) и «Уральский меридиан» (на самом севере региона). Сейчас мы сконцентрировались именно на кольце, потому что этот маршрут с экономической точки зрения наиболее выгоден, и здесь сконцентрировано большинство наших достопримечательностей.