– Эта машина с ножным управлением – очень удобно, – показывает ученица Мария Михайлова. – На корпусе – специальная панель, она показывает, какой шов, когда нужно менять нитку, как лежит ткань. Сейчас прихватки для кухни делаем. Уже пробовали полотенца подшивать. Когда такие возможности есть в классе, учиться очень интересно.
Кроме домоводства в рамках «Уральской инженерной школы» дети осваивают азы естественно-научных дисциплин – математики, черчения, информатики. По соседству со швейным кабинетом мы наблюдаем занятия кружка начинающих математиков. На большой доске подростки что-то рисуют, причем не мелом, а сенсорной ручкой.
– Доска – это планшет с функциями компьютера. На нем мы изучаем геометрические фигуры, их соотношение и положение в пространстве. При необходимости к доске можно подключить даже сотовый телефон и выполнять задания дома, – объясняет учитель математики школы № 32 Алексей Заборских. – Благодаря новой технологии в старших классах, где геометрия является одним из основных предметов, дети чувствуют себя более комфортно – у них уже есть базовые знания. Подобные кружки по разным предметам работают и в других школах города.
Владимир Путин, Президент России:
– У нас десятилетиями не хватает на рынке труда инженерных кадров, специалистов высокого класса, востребованных сегодня. И то, что в Свердловской области – центре российского промышленного потенциала – такая работа проводится, это очень здорово, очень хорошо.
Параллельно с Уральской инженерной школой с 2021 года Первоуральск участвует в региональном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В его рамках на базе лицея № 21 и школы № 4 открылись центры естественно-научных дисциплин с обновленными кабинетами химии, биологии и физики. Кроме того, в 21-м лицее заработал центр цифровых технологий с обучением по направлениям – системное администрирование, искусственный интеллект и Интернет вещей. На их создание затрачено в общей сложности почти 80 млн рублей. Это средства областного и местного бюджетов, а также частного инвестора.
Новые образовательные центры дают школьникам поистине безграничные возможности. Можно конструировать беспилотники и поднимать их в небо. Можно создавать объемные картины из пластика с помощью 3D-ручки. Можно даже «дрессировать» собаку-робота: если правильно задать команды, она будет бежать рядом с хозяином. А если нужно и сядет, и ляжет, и лапу подаст – на счастье…
В лицее № 21 видим макет системы электроснабжения Первоуральска, где над уменьшенными копиями жилых кварталов, электростанций, солнечных батарей и ветряков «колдуют» начинающие физики.
– С помощью этого макета можно поиграть в энергетиков, – объясняют девятиклассники Андрей, Евгений и Дмитрий. - Мы участвуем в аукционах, приобретаем объекты и объемы электроэнергии. В макете предусмотрены разные режимы работы – днем, ночью, при сильном ветре. Наша задача – сделать так, чтобы ни один район не оказался обесточенным. Сделать это очень не просто.
В этом же лицее есть настоящее сокровище – стол Пирогова.Это уникальное интерактивное оборудование для изучения биологии, анатомии и физиологии. На нем можно изучать строение человеческого тела, виды патологий и травм, способы их лечения. При необходимости сенсорная поверхность позволяет максимально приблизить картинку и даже сделать ее объемной.
– Даже опытные врачи, когда сюда приходят, завидуют – такой стол сегодня есть только в медицинском университете и у нас, – говорит учитель биологии лицея № 21 Марина Шадрина. – Это действительно чудо, и ребята с удовольствием на нем занимаются. Здесь можно создавать проекты, готовиться к олимпиадам. Полученные знания очень помогают при сдаче ЕГЭ, особенно если школьник решил пойти в медицину. Сейчас в нашем лицее средний балл по биологии – 58,7. Это уже выше среднероссийского и областного.
Проект «Уральская инженерная школа» разработан правительством Свердловской области в 2014 году по инициативе губернатора Евгения Куйвашева и рассчитан до 2034 года. Аналогов ему в России нет. Участие в проекте уже приняли образовательные учреждения из более чем 30 муниципалитетов. В прошлом году, к примеру, проект реализовывали в Серове, Туринске, Березовском, Сухом Логе, Краснотурьинске, Полевском, Асбесте, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге. В этих округах на базе школ открылись цифровые лаборатории по физике, химии и биологии, было установлено оборудование для изучения основ робототехники, механики, программирования. Всего за девять лет существования проекта в образовательную сферу свердловских муниципалитетов вложено более семи млрд рублей.
На достигнутом Первоуральск не останавливается. Как сообщил глава городского округа Игорь Кабец, в ближайшие пять лет в рамках проектов «Уральская инженерная школа» и «Успех каждого ребенка» здесь откроются еще несколько современных классов разной направленности. Уже в этом году на базе школы № 9 заработает центр естественно-научных дисциплин, а в школе № 22 поселка Билимбай – центр «Точка роста».
– Все, что мы делаем, направлено на раннюю профориентацию детей. Благодаря новым технологиям они получают возможность сделать что-то своими руками, попробовать себя в разных сферах и в конечном итоге выбрать свой жизненный путь. Сегодня Свердловская область и наш округ в частности испытывают острый дефицит квалифицированных инженерных кадров, людей рабочих профессий. И мы выстраиваем системный комплексный подход к их подготовке, начиная с детского сада и до промышленного предприятия, – отметил Игорь Кабец.
Инициативу властей поддерживают крупные промышленные предприятия и средние профессиональные учебные заведения городского округа. К примеру, в первоуральском металлургическом колледже уже открылись современные лаборатории и мастерские, где готовят специалистов широкого спектра рабочих специальностей в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В городе реализуется образовательная программа «Будущее белой металлургии», где молодежь обучается по 16 специальностям, наиболее востребованным в промышленности.