В 2020 году указом Президента России Владимира Путина Екатеринбургу было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». В честь этого события в уральской столице должна быть установлена памятная стела (по решению Российского военно-исторического общества этот объект устанавливается во всех городах с таким званием – Прим. авт.). Как выяснила «ОГ», дизайн-проект стелы стоимостью почти 160 млн рублей уже разработал один из крупнейших застройщиков Екатеринбурга. В ближайшее время мэрия объявит аукцион по поиску подрядчика для строительства.
Площадка под стелу выбрана в ходе народного голосования – это угол улиц Николая Никонова и Царской, рядом с киноконцертным театром «Космос». Высота памятного объекта составит 42 метра. Боковые грани стелы и подпорные стенки будут облицованы панелями из легированной стали, на них появятся изображения военной техники. Во внутреннем пространстве планируется создать экспозицию, посвященную памяти тружеников тыла. У подножья стелы, со стороны улицы Николая Никонова, разместится амфитеатр для проведения торжественных мероприятий и зоны отдыха с подсветкой. Таким образом, у города появится еще одна благоустроенная зона отдыха с исторически важным смыслом.
В 2019 году в Екатеринбурге начали строить Ледовую арену на 15 тысяч мест в квадрате улиц Декабристов – Куйбышева – 8 Марта и набережной Исети. Объект в виде эллипса высотой 27 метров будет использоваться как трансформер для проведения не только спортивных соревнований, но и культурно-массовых мероприятий. Сегодня он практически готов.
Улично-дорожная сеть вокруг Ледовой арены будет перестроена: мэрия уже заключила договор с подрядчиком – одной из екатеринбургских компаний – на сумму 1,3 млрд рублей. На улице Народной Воли от Степана Разина до левого берега Исети появится пешеходный мост длиной семь метров. Он соединит два изолированных друг от друга участка улицы Народной Воли. Затем пройдет реконструкция этой же улицы от Степана Разина до 8 Марта, и улицы Степана Разина – от Народной Воли до Декабристов. Срок окончания работ по контракту – сентябрь 2024 года, но администрация планирует завершить их досрочно.
«Пространство, прилегающее к Ледовой арене, включая набережную Исети, должно быть гостеприимным и доступным. Это будет большая общественная территория, комфортная для горожан и гостей города, поэтому и было принято решение о реконструкции дорог», – цитирует пресс-служба мэрии заместителя главы Екатеринбурга Рустама Галямова.
Кроме дорог вокруг Ледовой арены к 300-летию уральской столицы будут отремонтированы 17 участков дорог в разных микрорайонах. Это улицы Старых Большевиков, Фрезеровщиков, Машинная, 8 Марта, Восточная, Репина, Шаумяна, Техническая, Посадская, Белинского и другие (полный перечень дорог опубликован на официальном сайте мэрии. – Прим. авт.). Расходы на ремонт составят почти миллиард рублей.
– Все объекты предстоящих ремонтных работ законтрактованы. С завершением весенней уборки подрядные организации приступят к исполнению взятых на себя обязательств. Как правило, в реалиях уральского климата старт работ приходится на вторую декаду мая, когда можно смело применять горячее асфальтирование, – сообщила председатель комитета благоустройства мэрии Тамара Благодаткова.
В юбилейный год в Екатеринбурге завершится капремонт спортивно-оздоровительного комплекса «Калининец», частично будут отремонтированы ФОК «Чкаловский», футбольная спортшкола «Урал» и школа олимпийского резерва «Локомотив-Изумруд», переоснащение пройдут семь дворовых спортплощадок по улицам Пехотинцев, 12, Мичурина, 206, Патриотов, 10, Стачек, 19а и т. д.
Впервые уральская столица примет Международный фестиваль университетского спорта, в котором поучаствуют 22 страны – более четырех тысяч спортсменов. Для фестиваля уже построили и открыли Центр художественной и эстетической гимнастики, на очереди – Дворцы водных видов спорта и дзюдо.
Также в городе пройдут фестиваль триатлона IRONSTAR EKATERINBURG, Кубок России по водно-моторному спорту, Чемпионат России по скалолазанию, Всероссийский массовый турнир по уличному баскетболу 3х3 «Оранжевый мяч», Чемпионат России по парусному спорту и другие соревнования.
В юбилейный год власти Екатеринбурга планируют осветить 60 километров дорог в прилегающих к городу поселках – Палкинском Торфянике, Шувакише, Северке, Верхнемакарово и других. По словам главы города Алексея Орлова, жители этих населенных пунктов ждали уличного освещения многие годы, и сейчас эта проблема будет решена.
Модернизация сетей освещения запланирована в рамках соглашения администрации города с компанией «Россети Урал» – «Екатеринбург». Там «ОГ» сообщили, что два года назад энергетики уже ввели в эксплуатацию 669 новых светильников на линиях электропередач в поселках Мичуринский, Шабровский, Широкая речка. А годом ранее они заменили более 1,7 тысячи светильников в поселках Горный Щит, Исток, Верхне-Исетское лесничество, а также в черте города – на улицах Крауля, Токарей, 8 Марта и других.
– За последние годы протяженность восстановленных сетей освещения выросла с 30 до 126 километров. В основном светильники размещаются на существующих опорах ЛЭП, что позволяет сократить сроки и стоимость работ. Используются различные виды ламп, большинство из них – светодиодные, – рассказали в пресс-службе компании «Россети Урал» – «Екатеринбург».
К своему 300-летию Екатеринбург получит 50 новых троллейбусов с удлиненным автономным ходом. Современный низкопольный транспорт оснащен системами зарядных устройств для смартфонов, навигации и связи, видеонаблюдения, кондиционирования, подсчета пассажиропотока. Кроме того, такие троллейбусы могут ехать без токоприемника на аккумуляторной батарее 20 километров, что позволит оптимизировать маршрутную сеть и сократить пассажирам время ожидания.
Изготавливает троллейбусы официальный дилер Минского автозавода – санкт-петербургская компания «Автотехком». Их общая стоимость – почти 1,5 млрд рублей. Планировалось, что новый электротранспорт Екатеринбург получит уже в начале 2023 года, но, вероятнее всего, это произойдет во втором полугодии: спрос на него очень высокий, а изготовителей не так много, пояснили в пресс-службе мэрии.
Не исключено, что уральская столица получит к юбилею и новые трамваи большой вместимости. В конце 2022 года в интервью городским СМИ Алексей Орлов заявил, что планируется закупка 25 единиц такого транспорта.
– Один трамвай стоит порядка 140 млн рублей плюс ремонт контактной сети и путевого хозяйства. Городской бюджет такой нагрузки не выдержит даже вкупе с областным. Ожидаем федеральную поддержку, – сказал он.
По словам Алексея Орлова, в Екатеринбурге одна из самых больших сетей электротранспорта среди российских городов-миллионников – 200 троллейбусов и 460 трамваев. Их средний возраст – более 20 лет. При этом пассажиропоток ежегодно растет: в 2022 году он составил 247 млн человек, что на пять процентов больше, чем в 2021-м. И обновление такого транспорта – задача номер один для муниципальных властей.
На днях глава Екатеринбурга в своем телеграм-канале сообщил, как продвигается строительство трамвайной линии в Академический район. Это еще один крупный инфраструктурный проект к 300-летию города. «Сейчас выполнена треть работ. От улицы Краснолесья до Объездной дороги смонтировано 1600 метров рельсошпальной решетки. Также проложено почти полкилометра путей в районе конечной остановки на улице Академика Парина. От Краснолесья до улицы Павла Шаманова ведутся работы по обустройству грунтового основания путей», – написал он.
Стоимость проекта оценивается в 15,2 млрд рублей. Протяженность нового трамвайного маршрута составит почти 20 километров. На первом этапе электротранспорт будет запущен по улицам Вильгельма де Геннина и Серафимы Дерябиной до кольца на улице Волгоградской около больницы № 40. Трамвайное сообщение обеспечит комфортное передвижение горожан из новых районов в центр города и обратно, а также в значительной степени решит проблему пробок.
Практически все эти проекты планируется реализовать по концессии с частными инвесторами в ближайшие три года.