Андрей Валерьевич ФЕДЯЕВ – российский космонавт-испытатель отряда Роскосмоса. Опыта космических полетов не имеет. До поступления в отряд космонавтов проходил службу в морской авиации Тихоокеанского флота. Военный летчик 2-го класса.
Родился 26 февраля 1981 года в Серове Свердловской области. В 1998 году окончил среднюю школу № 19 в Верхней Туре. В 1999 году поступил на факультет «Противолодочная авиация» Балашовского военного авиационного института.
Получил диплом инженера-пилота по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением».
Проходил службу в 317-м смешанном авиационном полку. До поступления в отряд космонавтов имел налёт более 500 часов.
Женат, воспитывает четверых сыновей.
– Андрей, этот полет станет первым для вас и вторым для российских космонавтов на американском корабле Dragon. Ощущаете какие-то сложности?
– В части предполетной подготовки трудностей нет. Самое сложное – это то, что приходится постоянно летать из России в США и обратно. В разъездах провел почти год.
Dragon 2 (также известный как Crew Dragon и Dragon V2) — американский многоразовый пилотируемый космический корабль компании SpaceX, основателем, генеральным директором и главным инженером которой является американский предприниматель, инженер и миллиардер Илон Маск.
Разработан по заказу NASA. Предназначен для доставки на МКС экипажа до четырех человек и возвращения их на Землю. Выводится на орбиту ракетой-носителем Falcon 9 со стартового комплекса в Космическом центре имени Кеннеди. Спускаемая капсула возвращается на Землю приводнением.
На 2022 год в парке SpaceX имеется четыре корабля этой серии: Endeavour, Resilience, Endurance и Freedom.
Первый испытательный запуск Dragon 2 выполнен 2 марта 2019 года без экипажа. 30 мая 2020 года начался испытательный пилотируемый полет с двумя астронавтами на борту, 31 мая корабль пристыковался к американскому модулю Harmony МКС, а 2 августа 2020 года успешно приводнился в Мексиканском заливе.
– Проходите подготовку в США или в России?
– И там, и там.
– В чем сходство и различие наших и американских методов?
– Принцип организации ничем не отличается. Идем, как говорится, от простого к сложному: вначале – лекции, затем – занятия на тренажерах. В США есть такой тренажер «Ночная фурия», название взято из мультика «Как приручить дракона» – там такое имя дано очень редкому виду этих существ.
Так вот, «Ночная фурия» - это полноценный комплексный тренажер. Там мы отрабатываем все мероприятия, касающиеся основного функционала: от штатных операций, которые экипажу придется выполнять во время полета, до возможных экстремальных и аварийных ситуаций.
– Ваша должность обозначена как «специалист полета». Что это значит? В чем заключается ваш функционал на МКС?
– Всего в экипаже четыре человека – это командир, пилот и два специалиста полета, у которых обязанностей меньше – они не управляют кораблем или его системами, но отвечают за размещение оборудования, еду, воду, пищу, а также замену различных фильтров, связанных с системой жизнеобеспечения.
Это что касается типовых операций. Ну и, конечно, мы должны уметь снимать и обслуживать скафандр, пользоваться бытовыми приборами. Кроме того, правильно действовать во время нештатных ситуаций.
– Что вы должны делать в этих случаях?
– Принимать меры в случае пожара, разгерметизации, заражения какими-то токсичными элементами. Все зависит от конкретного случая. В первую очередь, необходимо обезопасить себя, то есть надеть скафандр, в который, в зависимости от ситуации, подается чистый воздух или кислород. Ну а затем уже приступать к ликвидации ЧП. Самое главное в такой ситуации – четкое взаимодействие всех членов экипажа.
– Российский «Союз» и американский Dragon друг от друга отличаются?
– Это не просто два совершенно разных корабля – две разные эпохи. «Союз» создавался еще в 70-х годах прошлого столетия, то есть их разделяет практически полвека. Естественно, за это время многое изменилось.
Новый Crew Dragon значительно массивнее «Союза». Стартовая масса — 12 тонн, в то время как «Союз» легче почти вдвое. Благодаря этому американский корабль обладает большей грузоподъемностью. Он может доставлять на МКС в девять раз больше груза по весу, а также спускать с орбиты почти 3,5 тонны груза.
Crew Dragon, в отличие от «Союза», является многоразовым. Еще один его плюс – больше пространства и возможности перемещений внутри. На корабле могут уместиться четыре человека вместо трех в «Союзе». Также на Crew Dragon существует так называемый спасательный режим, то есть при аварийной ситуации вместо грузов можно взять с собой на борт еще трех человек, но лишь при условии, что на станцию заранее будут доставлены дополнительные скафандры и кресла.
Но при этом мы прекрасно знаем, насколько надежен наш «Союз», а вот кораблю Dragon надежность придется еще доказывать. Еще одно преимущество: на Dragon полет до МКС длится порядка 20 часов, а на «Союзе» – три часа, благодаря сверхкороткой двухвитковой схеме, то есть космический корабль пристыковывается, совершив всего два витка вокруг Земли. Первый такой полет в истории «Союза» на МКС состоялся в октябре 2020 года. Этот способ позволяет заметно уменьшить нагрузку на космонавтов и снизить расход топлива корабля.
– А что касается скафандров SpaceX?
– Вообще не совсем корректно сравнивать скафандры отдельно, так как они интегрированы в корабль. Являются его продолжением. Но раз речь зашла, могу сказать, что у скафандров SpaceX есть ряд интересных технических решений: когда садишься в кресло, то подсоединяешь к себе специальный кабель, по которому идет электричество. Мне очень нравится так называемый umbilical – единый разъем для подключения пневмо- и электрокоммуникаций.
Также с помощью подсоединения работает система подачи воздуха – хотя, конечно, можно и автономно работать какое-то время. Еще интересны перчатки: их постарались сделать так, чтобы было удобно нажимать куда надо на сенсорных экранах, потому что снимать их нельзя.
Замечу, у нас все это есть в новейшей модификации скафандра «Сокол-М». Только кончики пальцев на перчатках не токопроводящие.
Ну а с точки зрения физиологии скафандр SpaceX – совершенно обычный, ничем не отличается от нашего. Его работа основана на тех же принципах – такие же три оболочки: герметичная, силовая и декоративная.
– Кроме вас в экипаж входят астронавты NASA Стивен Боуэн и Вуди Хобург, а также гражданин ОАЭ Султан аль-Нейади. Кто вам ближе по характеру и как происходит «притирка»?
– Мне очень нравится наш экипаж. Все хорошие парни. Стив Боуэн – командир, старше нас, когда-то служил на флоте. К тому же опытный астронавт, у него три полета на шаттле, семь выходов в открытый космос. Но мне, наверное, ближе по духу ребята, которые помоложе – Вуди Хобург и Султан аль-Нейади.
Отмечу, что для полетов в космос всегда отбирают людей, способных находить общий язык с окружающими, даже если эти языки разные. Так как корабль американский, мы разговариваем на английском, и проблем в общении никаких нет.
– Во время полета будете работать только в составе американского экипажа или одновременно помогать российскому?
– Я буду полностью работать в нашем, российском, сегменте. Я еще раз подчеркну, Dragon, как и «Союз», – это только средства доставки на МКС, в космическую лабораторию. Дальше – каждый работает на своей территории.
Но при возникновении нештатных ситуаций мой корабль – Dragon, и, исходя из этого, я должен буду выполнять все необходимые обязанности. Подобным образом будет действовать и американский астронавт, прилетевший на «Союзе».
Все остальные работы российские космонавты выполняют на российском сегменте, а американские астронавты – на американском. Но при необходимости мы можем помогать друг другу, например, выполнять какие-то эксперименты по совместным научным программам Роскосмоса и NASA.
– Какая у экипажа задача в предстоящей экспедиции?
– Стратегическая задача – проведение научных экспериментов. Для этого и создана МКС – космическая лаборатория. Но чтобы это делать, надо ее обслуживать, поэтому космонавт выступает не только в роли ученого, исследователя, он также должен уметь выполнять необходимые работы для поддержания работоспособности станции.
– По поводу экспериментов. Что будете на МКС делать: выращивать что-то, разводить?
– Эксперименты проводятся по различным направлениям. Например, «Человек в космосе», «Космические биотехнологии», «Материалы в условиях космоса», «Популяризация космической деятельности».
– Сейчас на орбите работает Анна Кикина, которая стала первым российским космонавтом, полетевшим на Crew Dragon. Пригодится ли вам ее опыт?
– Да, конечно. Вообще это нормально, когда космонавты или астронавты, особенно первопроходцы, обмениваются опытом. Когда встретимся на станции, будет возможность спросить Анну о каких-то вещах подробнее.
– Как семья восприняла известие о вашем первом полете?
– Вся семья, так же, как я, давно к этому готовилась, поэтому все сказали: «Наконец-то!»
– У вас четверо сыновей, кто-то из них мечтает полететь в космос?
– Я бы не сказал, что они об этом мечтают. Сейчас сама по себе космонавтика, особенно пилотируемая, не так популярна, как в советское время. Но, я думаю, все может измениться, когда они вырастут и поймут, чего хотят. Это их путь, пусть они его сами выберут. Моя задача – только показать возможные направления, а они уже сами определятся. И, если им это будет интересно, – почему бы нет. Мы, родители, в любом случае должны помогать своим детям, какую бы профессию они ни выбрали – космонавта или дворника.
– Андрей, перед стартом у каждого свои приметы. Например, ваш коллега Сергей Прокопьев смотрит «Белое солнце пустыни». Что делаете вы с учетом того, что в этот раз будете стартовать с космодрома в США?
– Я военный летчик, и всегда говорю, что пока шасси на земле, никто никуда не летит – все только сидят в самолете. А когда шасси оторвались от земли – вот тогда можно говорить, что летим.
– Вы родились в Серове, окончили школу в Верхней Туре. После этого приезжали в Свердловскую область? Остались у вас здесь родственники, друзья, с которыми поддерживаете связь?
– Конечно. У меня очень много родственников по отцовской линии в Серове осталось. В Верхней Туре мама живет. Но сейчас она много времени проводит у нас в Подмосковье, помогает.
В Екатеринбурге живет очень много близких мне людей: это родственники, друзья по летному училищу. В Серове с родственниками общаюсь, но друзей там нет, потому что особо я там и не жил. Ездил часто до 1994 года, пока там жили бабушка и дед.
– Легенда мирового бокса Костя Цзю – ваш земляк, тоже из Серова. Вы с ним знакомы?
– Нет, я с ним лично не знаком, но очень хорошо знаю его тренера Владимира Черню – он муж моей двоюродной сестры.
Вообще за боксом я почти не слежу, мне больше нравится хоккей. Не могу сказать, что я фанат, но болею за ЦСКА.
– Что можете сказать мальчишкам и девчонкам из маленьких городов, которые ставят перед собой большие цели?
– Самое главное – не бояться ставить цель и идти к ней, несмотря ни на что. Не всегда все получается с первого раза. Кому-то меньше усилий приходится прикладывать, кому-то больше. Но важно не бросать, и тогда удача будет на твоей стороне.