В Нижнем Тагиле даже заводы не закрываются, а уходят на музейную «пенсию». Выработавший своё железоделательный завод, основанный Демидовыми в 1725 году, сегодня – музей-завод истории развития техники чёрной металлургии. Предприятие отработало 260 лет. Здесь был полный цикл выплавки металла – от подготовки железной руды, до получения чугуна, железа и меди. Здесь же работали и обслуживавшие завод хозяйственные и ремонтные службы, кирпичная и лесопильная фабрики. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало феррохром, ферромарганец, их используют для легирования (улучшения характеристик и прочности) стали, а также нержавеющую ленту для авиастроения. Закрылся завод в 1987 году. Символические ключи от старого завода были вручены Нижнетагильскому музею-заповеднику горнозаводского дела Среднего Урала. Сейчас на территории старейшего предприятия можно увидеть основные стадии металлургического производства: доменный цех, прокатное производство, мартеновский цех, энергетическое хозяйство, оборудование механической обработки металла и литейного дела. Здесь же находятся выставки заводской техники и подвижного состава образца XIX–XX веков. Прикоснуться к истории на территории комплекса можно в прямом смысле слова: в 1992 году при реконструкции плотины были подняты брёвна из лиственницы, они ровесницы завода Демидовых, Так же как и сама плотина, возведённая в 1721 году, – она неоднократно перестраивалась, за счёт этого хорошо сохранилась. Музей-завод имени Куйбышева – единственный на территории бывшего СССР был признан индустриальным наследием и включён в список ЮНЕСКО.
В суровом промышленном городе нашлось место и для творчества. Нижний Тагил – родоначальник жостовской росписи. Да, это не ошибка, именно на Урале первыми начали расписывать подносы в необычной и достаточно сложной технике, а уж после в местечке Жостово (это в подмосковных Мытищах) подхватили это направление народного промысла. Первыми тагильской росписью подносов занялись потомки старообрядцев-иконописцев. В более серьезное, узнаваемое ремесло роспись переросла благодаря всё там же Демидовым. Николай Никитич в 19-м веке при заводе открыл школу живописи, куда брали подростков и 4 года обучали росписи подносов. До этого ремеслом занималась династия художников Худояровых. Именно с их подачи промысел вышел за пределы Нижнего Тагила и дошёл до Жостово. До изобретения листопрокатной технологии подносы были кованые, расписывать такие изделия было непросто, изъяны приходилось скрывать рисунком и тщательно лакировать. Главный отличительный признак тагильской росписи – это техника двойного мазка, когда на кисточку берется два цвета краски одновременно. Чтобы создавать картины в такой технике, надо набить руку, у новичка, даже имеющего художественное образование, может и не получиться изысканных узоров. К тому же производство одного подноса достаточно трудоёмкое, это практически ручной труд. Сейчас мастера берут штампованные заготовки для росписи, а не кованые, как раньше, но сильно это обстоятельство не облегчило процесс. Всё равно на нанесение рисунка уходит несколько дней, каждый слой краски надо хорошо просушить не менее суток, потом к делу подключаются лакировщики, они покрывают гладким слоем изделия, шлифуют, чтобы поверхность подноса была похожа на водную гладь, на это тоже уходит порой 3–5 суток. Секретами производства поделилась Нина Чистякова, она с 1977 года занимается тагильским подносом, и сейчас, на пенсии, продолжает расписывать.
– Я работала по техническим условиям, которые были советские, а там подносы все-таки на вредность проверяли, и они были рекомендованы для использования в хозяйстве, чтобы продукты класть. Срок службы очень большой у изделий благодаря хорошим лакам и краскам. Сейчас в моде небольшие подносы. У первых, они назывались скатертные, были огромные размеры, сейчас такие изделия хранятся в музее имени Худояровых (музей истории подносного промысла «Дом Худояровых». – Прим. ред.). Вообще, по форме были разные, когда стали возрождать, пошли очень простые формы – без резных краешков, овалы, прямоугольные. Самый маленький подносик – «семечка» его называют, 9 на 12 сантиметров, название прижилось, покупатели его так и спрашивают: «Семечка» есть?»