В центре действует девять студий: инструментальный ансамбль, театр, танцы, вокал, родительский клуб с психологом и другое. Многие занятия совмещают в себе не только творчество, но и терапию.
– Мы заметили, что ребятам не хватает движения, и начали постепенно вводить разные танцевальные практики, – рассказывает после занятия Дарья Машанова. – Мы обучаем средневековым танцам, недавно добавили растяжку. Людям с ментальными особенностями пластика помогает не только правильно двигаться, но и лучше жить. Когда ты чувствуешь себя и владеешь телом, то знаешь свои границы. Так легче сформировать личное пространство и взаимодействовать в социуме, не нарушая границы другого человека.
Иногда танцевальная студия объединяется с инструментальным ансамблем. Его участники вместе с музыкальным терапевтом Натальей Машановой создают собственные композиции для хореографии и на репетициях аккомпанируют танцорам. Они играют не только на гитаре, скрипке, флейте, но и на таких менее привычных инструментах, как дарбука, мандолина, музыка дождя. При этом практически все члены ансамбля не ходили в музыкальную школу и не владеют нотной грамотой.
– Мы играем без нот. Я и ещё один гитарист задаём музыкальную тему, остальные подключаются и импровизируют, – объясняет Наталья Машанова, которая профессионально играет на скрипке. – Если у ребят получается гармоничное звучание, мы запоминаем его. Так и создаётся цельная композиция. А музицирование помогает выравнивать психологическое состояние любого человека.
Планировка Центра инклюзивной культуры тоже отражает философию открытости: здесь нет комнат, помещение разделено на зоны белыми перегородками. С внешней стороны это стеллажи с игрушками, книгами и сувенирами, которые делают подопечные НКО, а с внутренней – гардеробная. Это пространство-трансформер, где всё, от складных стульев, большого белого экрана и картин на стенах до музыкальных инструментов, можно переместить так, что утром это место будет лекторием, днём – танцевальной студией, вечером – камерным кинотеатром или выставочным пространством, а может быть и тем, и другим одновременно.
– Мы за открытость в любых сферах жизни, поэтому и площадь центра максимально свободная, чтобы все находились вместе, – отмечает Елена Гнусарева. – В таком пространстве легко создать интерактив, когда зритель и актёр не разделены сценой и залом. Посетители включаются в общий процесс – это тоже инклюзия.
Ещё одна особенность центра – часть его сотрудников являются людьми с инвалидностью, которым сложно найти работу. Например, девушка, которая раньше жила в ПНИ, работает уборщицей. В гардеробе и буфете помогает девушка с нерабочей рукой. Мужчина со спастикой (непроизвольные движения или спазм конечностей – Прим. ред.) готовит помещение к разным мероприятиям в центре.
– Наши ребята самодостаточны, ответственно подходят к работе, поэтому посетители не замечают их особенностей, – рассказывает о персонале Елена Гнусарева. – Мы долго шли к тому, чтобы приучить наше общество, что есть люди с инвалидностью. Теперь самое главное – изменить их мнение о самих себе и своих возможностях.