– Соглашение о создании системы маркировки и прослеживаемости — первый в истории России IT-проект в формате государственно-частного партнёрства. Основной целью создания Национальной системы маркировки товаров «Честный знак» заявлено освобождение рынка от контрафакта, прозрачность процесса собираемости налогов и прослеживаемости товара на всех этапах его движения от производителя до покупателя. А подключение к процессу каждого покупателя с помощью мобильного приложения делает проект уникальным, не имеющим аналогов в мире, – сообщил руководитель товарной группы «Молоко» ЦРПТ Алексей Сидоров.
С 2020 года «Честным знаком» маркируются и отслеживаются: лекарственные препараты, обувь, табачная продукция, духи и туалетная вода, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и покрышки.
С января 2021-го – некоторые товары лёгкой промышленности.
А нынешним летом пришёл черёд молока. С 1 июня маркировка стала обязательной для мороженого (за исключением мороженого без молочного жира и/или молочного белка) и сыров, с 1 сентября 2021 года – для молочной продукции сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря – для всех видов молочной продукции.
Сегодня немаркированной на полках магазинов может стоять только та молочка, которую выпустили до 1 декабря. К концу года такой продукции не окажется вовсе.
Для крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов сделана небольшая поблажка: для них маркировка станет обязательной с 1 декабря 2022 года. Магазины об этом знают, и им разрешено допускать такую продукцию до прилавков.
Участник оборота товара регистрируется в Государственной системе мониторинга товаров. Производитель или импортёр заказывают там уникальный цифровой код (иначе – Data Matrix-код) и наносят его на товар. По этому цифровому коду фиксируется вся логистическая цепочка, по которой перемещается товар с маркировкой, — от завода до потребителя, от ввода в оборот до выбытия товара из него. При продаже в розничной точке код сканируется на кассе специальным 2D-сканером.
Заменяет ли цифровой Data Matrix-код QR-код и знак соответствия, уже имеющиеся на упаковке? Нет, – сообщила «ОГ начальник отдела подтверждения соответствия Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области Наталья Токунова:
– QR-код и знак соответствия, наносимые на продукцию по результатам сертификации в Национальной системе сертификации (НСС), говорят о соответствии продукции определённым требованиям, например, национальных стандартов. Владельцем НСС является Росстандарт. НСС – это подтверждение качества. Сертификация в НСС добровольная. А «Честный знак» – прослеживаемость товара от производителя до покупателя.
Потребитель может получить доступ к информации с помощью мобильного приложения «Честный знак» (работает и на андроидных смартфонах, и на «яблочных»). «ОГ» протестировала несколько промаркированных молочных продуктов. Всё читается: кто произвёл или импортировал товар, его срок годности, можно увидеть и сертификат соответствия. С учётом того, что смартфонами сегодня пользуются многие, это очень удобно. Поэтому неудивительно, что таких тестировщиков-пользователей пресс-служба «Честного знака» насчитала уже 1,2 млн человек. В пятёрку самых популярных проверок вошла молочная продукция, хотя её маркировку (до 1 декабря – частичную) запустили всего несколько месяцев назад.
Что даёт система «Честный знак»
– Для печати цифрового кода на индивидуальной упаковке товаров необходимо оборудование нового уровня. Чтобы дооснастить этим оборудованием фасовочные линии, мы потратили более 60 миллионов рублей, – говорит главный инженер Ирбитского молочного завода Алексей Красулин.
О большой финансовой нагрузке на предприятия молочной отрасли говорит и генеральный директор компании «Молочный кит» Игорь Пехотин.
– Пока о помощи со стороны государства я не слышал, – говорит Игорь Пехотин. – Нам готовы предоставить льготные кредиты. Но ведь кредиты надо отдавать…
Взвалив на производителя подготовку к процессу маркировки, «Честный знак» предоставил выбор: модернизировать уже имеющееся на производстве оборудование или заключать договор с типографиями, авторизованными в системе «Честный знак». Но, став частью «честной системы», типографии сразу же повысили цены на свою продукцию почти на 70 процентов, рассказывают производители молока.
1 декабря молочные производители ждали с беспокойством. А вдруг что-то сорвётся, зависнет, «не пойдёт»? «У нас ведь молоко, его обратно не примешь», – переживал Игорь Пехотин накануне начала третьего этапа маркировки. И надеялся, что будет дано предприятиям «время на доработку, на устранение проблемных вопросов». Но, видимо, время, необходимое на урегулирование всех процессов, станет для производителей временем работы в минус.
Вчера «ОГ» поинтересовалась, как прошёл первый день нового этапа.
– Всё работает, – поделился генеральный директор «Молочного кита». – Но пока идёт отладка самого процесса маркировки, количество выпускаемой продукции уменьшилось. Сейчас творога, к примеру, мы производим на тонну меньше. Для нас это убытки.
Своими новыми издержками бизнес неизбежно «поделится» с покупателями, что, конечно, приведёт к росту цен на молочку.
Это признал даже Минсельхоз в своём докладе правительству в октябре этого года. В документе за подписью заместителя министра ОксаныЛут, который привела газета «Известия», говорится: «С учётом (…) дополнительных затрат предприятий в связи с введением (…) обязательной маркировки молочной продукции (…) возможен отложенный экономически обоснованный рост цен на молочную продукцию». Насколько велик может быть этот рост – в документе не указано.
«Честный знак» – не единственная система маркировки, действующая сегодня в России. Есть и другие, но они не конкурируют, а дополняют друг друга. Например, система «Меркурий» отслеживает товары животного происхождения, а ЕГАИС – алкогольную продукцию.
Но существование нескольких систем создает неудобства. Поэтому оператор «Честного знака» озаботился процессом интеграции и создал единый web-интерфейс с «Меркурием» (пока только с ним). Сейчас в мобильном приложении «Честный знак» можно увидеть не только «свои», но и «меркуриевские» товары. Кликнув на метку о сертификации, покупатель может перейти на сайт системы «Меркурий» и увидеть сертификат.
Штрафовать будут в случае, если предприниматель или организация:
Организации могут быть оштрафованы на сумму от 50 до 300 тысяч рублей, должностные лица организаций или индивидуальные предприниматели – на сумму от одной до 10 тысяч рублей.
За производство и сбыт товаров без кодов маркировки в крупных и особо крупных размерах, а также производство и торговлю товарами с поддельными кодами маркировки в крупных и особо крупных размерах предусмотрена уголовная ответственность: штрафы до миллиона рублей и лишение свободы на срок от трёх до шести лет.
По итогам ноября с помощью «Честного знака» и системы «Меркурий» были выявлены данные о 350 недобросовестных производителях, товары которых присутствуют на торговых полках. Об этом в минувший вторник на расширенном заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию заявил член комитета Госдумы России по аграрным вопросам Сергей Лисовский. Сейчас по этим производителям будет проходить проверка.