Контракт с компанией ООО «РТ – Социальная сфера» будет действовать три года – с февраля 2021 года по декабрь 2023-го.
Нижнему Тагилу фирма предоставит 33 новых машины (из них три – резервные). Сумма контракта – 651,4 млн рублей.
Каменск-Уральский получит 20 автомобилей (два резервных). Сумма контракта – 384,2 млн рублей.
Первоуральск – 18 машин, из них три – резервные (часть техники будет обслуживать и Староуткинск!). Сумма контракта – 311,7 млн рублей.
Итого: область получит 71 машину скорой помощи и заплатит за них и транспортные услуги – 1 млрд 347,3 млн рублей.
Переход скорых на аутсорсинг беспокоит не только водителей спецтранспорта, но и горожан, которые опасаются, что уровень оказания медпомощи может снизиться.
В январе этого года в Екатеринбурге при переходе на работу в новую коммерческую структуру водители получили от работодателя предложение оформиться самозанятыми. А это означало лишение соцпакетов. Люди не согласились и пригрозили массовым увольнением (подробнее – см. «Облгазету» №210 от 11.11.2020). В итоге трудовые отношения с ними были оформлены. Но ведь угроза паралича станций была очень серьёзной, и не факт, что в следующий раз ситуация разрешится так же быстро.
У Свердловской области уже есть опыт перехода на аутсорсинг скорых. И опыт этот, скажем так, неоднозначный.
В столице региона Екатеринбурге на аутсорсинге уже несколько лет работают 3 из 13 подстанций (то есть всего 23 процента от общего числа; в Нижнем Тагиле, Первоуральске и Каменске-Уральском к частнику перейдут все 100 процентов скорых). В обычной ситуации всё было вроде нормально, но когда возникла нештатная ситуация (пандемия коронавируса), то стало ясно, что попытка сэкономить вышла боком: машин не хватало, людям приходилось ждать приезда скорой по 12 и даже больше часов. В этих условиях власти Екатеринбурга решили наращивать парк собственных автомобилей, и за лето парк городских скорых увеличился на 42 машины: покупку 12 автомобилей профинансировал федеральный бюджет, ещё 30 передал в дар медикам Фонд святой Екатерины.
К похожим выводам пришли и в Кировской области. После нескольких лет сотрудничества с частной компанией правительство региона сделало вывод, что собственные машины – это и дешевле, и эффективнее. Властям пришлось потратить огромные средства, чтобы вновь создать автопарк и вернуть водителей в госсектор.
Глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев сообщил, что вопрос отказа от аутсорсинга на муниципальном уровне не поднимался:
– Это инициатива областного минздрава. Он нам не подчиняется. Автопарк нашей скорой помощи нуждается в обновлении. Если что-то пойдёт не так, думаю, государство подхватит, не оставит город без экстренной медицинской помощи.
В пресс-службе мэрии Каменска-Уральского так прокомментировали перемены:
– Станция скорой помощи – государственное учреждение здравоохранения. Решение принималось областным минздравом.
В пресс-службе мэрии Первоуральска комментировать ситуацию отказались – пояснили, что вопрос находится вне полномочий местной администрации.
Свердловские власти уверяют, что они все сложности процесса увидели, разобрались в них и не повторят чужих ошибок.
– К нам приезжал областной министр здравоохранения Андрей Карлов, – говорит тагильский водитель Михаил Смольников. – Предложил подписать трёхстороннее соглашение между работником, министерством и новым работодателем. Сказал, что все процессы под контролем.
А уже упомянутый выше главврач нижнетагильской скорой помощи Сергей Безбородоввыразился ещё категоричнее:
– Министерством здравоохранения и губернатором поставлена задача выполнить переход так, чтобы никто не заметил разницу. Всё, что было, сохранят. Включая зарплату и социальные гарантии.
Член Общественной палаты Екатеринбурга, руководитель регионального антикоррупционного центра Екатерина Петрова направила жалобы в УФАС и прокуратуру на все три конкурса по аутсорсингу скорой помощи. Мы связались с Екатериной и узнали подробности.
– Судя по документам торгов, заказчик и департамент госзакупок по предварительной договорённости выбрали форму закупки как открытый конкурс вместо аукциона. Для этого вместо транспортных услуг были выбраны медицинские.
Ждём результатов проверок надзорных ведомств.
Ещё хотим обратиться в областной минфин и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. У нас к ним два вопроса.
Если компания-подрядчик по факту собирается оказывать транспортные услуги, то почему она должна получать оплату из средств ТФОМС? Это нецелевое использование денег, я считаю.
Если официально заявлено, что компания оказывает всё-таки медицинские услуги городам, то где у неё лицензия? Мы знаем, что лицензия есть, но московская, и на территории нашего региона она не действует. Плюс ко всему, подмена услуг – это возможность не платить НДС. Мы подсчитали: область может недополучить около 300 млн рублей.
P.S. Тема перевода скорых на аутсорсинг имеет множество нюансов, отразить которые в одном материале (даже таком большом) просто невозможно. Когда, например, в область прибудут новые машины? А что будет со старыми? Ведь некоторые из них поступили в муниципалитеты всего два-три года назад. В ближайших номерах «ОГ» продолжит изучение темы. Мы приглашаем к диалогу все заинтересованные стороны
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».