Валерьян Рауфович признаёт, что работа директора школы, в отличие от учительской, намного менее творческая и больше похожа на труд… заведующего хозяйством:
– Директор – материально ответственное лицо за всё образовательное учреждение, а это не только школа, но и детский сад. Зданию у нас уже полвека, оно 1975 года постройки – требует хозяйского внимания от подвала до кровли. Задача директора – содержать его так, чтобы условия труда педагогов и учёбы детей были комфортными и безопасными.
Летом в школе подновили некоторые кабинеты, покрасили полы и стены. Теперь директор готовит смету на ремонт крыши. Надеется, что руководство муниципалитета запрос школы поддержит и средства на это нужное дело выделит.
– Ставилась перед директорами школ задача организовать качественное горячее питание школьников. У нас она уже реализована: пятеро сотрудников пищеблока готовят и вкусно, и питательно – для малышей из детского сада и для учеников школы. Начальные классы питаются за счёт бюджета, бесплатно. В средних классах бесплатно кормят только льготников, но и платный обед недорог – первое, второе, десерт и компот стоят 71 рубль 77 копеек. Так что труд директора школы – очень благодарный: результаты видны здесь и сейчас, – делится впечатлениями Валерьян Рауфович.
Нельзя сказать то же самое о работе педагога. Учитель работает долго и кропотливо, тратит массу сил и энергии каждый день, каждый урок, а результат бывает виден лишь через десять лет учёбы ребёнка в школе.
С переходом на директорскую должность Гафуров этот полный самоотдачи труд не оставил: продолжает вести уроки истории и обществознания в старших классах. Нагрузка – 14 часов в неделю. Если сдавать ЕГЭ по истории старшеклассники выбирают редко, то обществознание у них – предмет любимый. Сдавали его и этим летом, средний балл по школе – 60. Для деревенской малокомплектной школы – совсем неплохо.
– Стараюсь объяснять материал на практических примерах: какие конкретно права и обязанности имеют молодые люди как граждане России, – делится секретами Валерьян Гафуров. – Деревенские ребята вообще отличаются практицизмом и отлично усваивают знания, когда понимают их применение в жизни.
– В деревне с детьми работать легче, чем в городе?
– Я успел поработать и в городской школе, так что могу сравнить учительский труд в условиях мегаполиса и деревни. Сельские дети более уравновешенные, спокойные, менее импульсивные. На мой взгляд, их здоровье сегодня более сохранно: они меньше болеют инфекционными заболеваниями, эпидемии у нас не гуляют с такой силой, как в городе.
Подводя итог, Валерьян Рауфович делает вывод, что в сельской местности педагогу работать легче, и просит сделать рекламу сельским школам: мол, выпускники педагогических вузов, приезжайте в малокомплектные школы. Здесь, в посёлке Ключевая, сегодня под началом 27-летнего директора трудятся 13 педагогов, но некоторые из них уже предпенсионного возраста. И для них требуется учительская смена.
– Как я испытал на себе, в деревенской школе для молодых специалистов есть широкие возможности сделать карьеру, – улыбается Гафуров. – Для амбициозной молодёжи это отличный шанс.