Впервые на один из главных праздников ислама свердловские мусульмане останутся дома
31 июля 2020, 03:00
Так называемая Медная мечеть в Верхней Пышме построена в 2002 году и выдержана в классическом османском стиле Фото: Александр Зайцев
Мусульмане Свердловской области отказались от традиционной массовой молитвы на праздник Курбан-байрам, на которую в мечетях и возле них обычно собирается большое количество верующих. Соглашение подписали руководители пяти духовных управлений мусульман региона.
Заклание онлайн?
– Мы не в первый раз принимаем такое коллективное решение, в мае отказались от массового проведения Ураза-байрам, – говорит муфтий Духовного управления мусульман Свердловской области (Центральный муфтият) Абдуль Куддусс (Николай Ашарин). – Традиционное многолюдное празднование в нынешней ситуации опасно. В наших интересах сохранить человеческие жизни и здоровье прихожан.
Сама праздничная молитва пройдёт сегодня рано утром, сразу после восхода солнца, но двери мечетей и молельных домов окажутся для прихожан закрыты. Богослужения, в том числе из Московской соборной мечети, будут транслироваться по телевидению и через Интернет. Предполагается, что верующие, исповедующие ислам, будут в это утро молиться дома.
Но Курбан-байрам – не только коллективная молитва, но и традиционный обряд жертвоприношения, посещение и приём гостей, семейные трапезы и помощь нуждающимся.
– Накануне праздника меня поразила информация, что и баранов мусульмане на Курбан-байрам якобы тоже будут резать онлайн, – говорит заместитель председателя Духовного управления мусульман Свердловской области Наиль Шаймарданов. – Мы только посмеялись над этим.
Жертвоприношение – важный элемент этого праздника, но он тоже претерпит изменения из-за пандемии.
– Волонтёры по заявкам в установленных властями и Роспотребнадзором местах проведут заклание животных по религиозным канонам, – поясняет Наиль Шаймарданов. – Затем те, кому разрешено работать в таком качестве, развезут мясо нуждающимся и самим заказчикам.
Несмотря на отмену массовых праздничных молений, пятничные намазы у мусульман проходят, но с соблюдением всех санитарных требований. Например, в крупнейшей мечети Среднего Урала имени Имама Исмаила Аль Бухари, расположенной в Верхней Пышме, на богослужения сейчас могут попасть, по словам Наиля Шаймарданова, не больше ста человек. Хотя в обычные времена Медная мечеть, как ещё её называют, может вмещать до полутора тысяч молящихся.
Сунниты и шииты
В Екатеринбурге, по словам Абдуль Куддусса, можно назвать мечетями всего два культовых здания: старую соборную в переулке Воронежском, 34 и химмашевскую «Рамазан» на Димитрова, 15. Первая входит в структуру Духовного управления мусульман Урала (Уральский муфтият), вторая принадлежит Региональному духовному управлению мусульман Свердловской области в составе Центрального духовного управления мусульман России. Так что чаще всего мусульмане Екатеринбурга и области молятся и совершают обряды в молельных домах.
Самой крупной централизованной организацией мусульман области является Региональное духовное управление мусульман, которое объединяет более 30 религиозных общин. К примеру, в Уральский Мухтасибат входят девятнадцать мусульманских общин, в том числе и при Медной мечети. Структурная разобщённость и самостоятельность мусульманских организаций сложилась исторически, к этому во многом привели непростые отношения между лидерами мусульманского духовенства в постсоветский период. Но самих мусульман мало интересует, к какому духовному управлению принадлежит мечеть. Главное, чтобы она была близко к дому. Нет деления прихожан и по национальному составу, хотя большая часть исповедующих ислам в нашей области – татары, вторая по численности этническая группа в регионе после русских.
– Деления на национальности внутри мечети никогда не было и, надеюсь, не будет, – говорит Наиль Шаймарданов.
А сколько всего мусульман на Среднем Урале? По словам руководителя Регионального духовного управления мусульман Свердловской области Радифуллы-хазрат Гиндуллина, в нашем регионе проживает от 300 до 700 тысяч мусульман. Такой разбег в цифрах неслучаен: в иных мечетях и молельных домах до 60 процентов мусульман, посещающих богослужения, составляют выходцы из Средней Азии, приехавшие к нам на заработки. Их количество постоянно меняется. Многие имамы у нас тоже оттуда. Кадровый вопрос среди мусульманского духовенства области стоит очень остро. В регионе нет медресе, и действует лишь одна воскресная школа для изучения ислама.
Свердловские мусульмане в основе своей – последователи имама Абу Ханифа, исламского богослова и основателя одной из четырёх суннитских правоведческих школ – ханафитского мазхаба, иначе учения.
– У нас традиционно культивируется более облегчённый мазхаб, – комментирует Абдуль Куддусс.
По его словам, есть в Свердловской области и небольшая община мусульман-шиитов. В основном это выходцы из Азербайджана.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №138 от 31.07.2020