Не всегда лесоэкспортёры соблюдают требования таможенного законодательства. Но нарушений в этой сфере с каждым годом становится всё меньше: путь каждого дерева от места вырубки до границы Евразийского экономического союза теперь можно проследить в федеральной системе учёта древесины и сделок с ней Лес-ЕГАИС. Если эта цепочка где-то прерывается, у таможенников появляются основания для отказа в поставке лесопродукции за рубеж.
Обычно декларации с древесиной выпускают за границу в течение одного-двух дней, но иногда система управления рисками назначает таможенный досмотр или осмотр товаров, если есть подозрение о недостоверности сведений. Доля таких деклараций в общем объёме не превышает 2,5 процента. Фактический контроль лес и пиломатериалы проходят на 8 таможенных постах – Асбестовском, Каменск-Уральском, Верх-Исетском, Октябрьском, Первоуральском, Серовском, Нижне-Тагильском и Ирбитском. На текущий момент Екатеринбургская таможня возбудила 75 административных дел о недекларировании или недостоверном декларировании древесины. По 45 из них уже наложены взыскания и выставлены штрафы — часть из них уже оплачена на сумму более полумиллиона рублей.
- Наиболее сложными по предоставлению товарных партий и проведению таможенного контроля являются Ирбитский, Нижнетагильский и Серовский таможенные посты, плотно завязанные с лесным экспортом, – пояснил первый заместитель начальника Екатеринбургской таможни Сергей Баландин. – Каждая вторая товарная партия леса представляется к досмотру на этих постах с нарушениями. Наши сотрудники принимают по этим фактам решения об изъятии товарных партий и наложении штрафов. Самая напряжённая ситуация сложилась на Ирбитском посту, где экспортёры планомерно уходят от таможенного контроля. В отношении них уже возбуждено 11 административных дел за неповиновение законным требованиям государственных таможенных инспекторов.
Большинство нарушений касается экспорта леса-кругляка, который грузят на платформы или полувагоны в местах вырубок, зачастую находящихся в 200 километрах от ближайшего города. Чтобы проверить сведения об объёме экспортируемого леса, заявленные в таможенной декларации, таможенникам приходится туда ехать и выгружать всю древесину для её полного пересчёта. Это не так-то просто, но по крайней мере таможенники могут сразу определить, какой лес экспортёры хотят вывезти — ель, сосну или берёзу. Именно эти породы деревьев чаще всего идут за границу из Свердловской области.
Другое дело, когда на экспорт вывозят пиломатериалы в контейнерах. Здесь проблем в разы меньше. Для досмотра таможенники точно так же выгружают древесину и вручную считают её объём, влажность и другие параметры. Все замеры фиксируют на фотоаппарат, чтобы у лесоэкспортёров не было претензий к работе таможни.
- Бывает, что в составе берёзы пытаются вывезти ель или сосну, но такое происходит очень редко, – рассказал заместитель начальника Верх-Исетского таможенного поста ЮрийМежнин. – Наши сотрудники проходили обучение в Уральском государственном лесотехническом университете и могут различить породы деревьев на глаз — по внешнему виду, строению и структуре древесины. Поэтому обычно нарушения связаны с превышением заявленного объёма древесины. С начала года у нас было два таких случая, в каждом из них фактический объём был на 5 кубометров больше, чем указанный в таможенной декларации.
В целом таможенники отмечают снижение фактов контрабанды и нарушений при экспорте древесины. Развитие транспортной инфраструктуры и наличие специальной техники для погрузки и выгрузки леса позволили лучше контролировать товарные партии. Но на севере Среднего Урала, где заготавливают основные объёмы древесины, особых улучшений пока не видно. Сотрудники таможни надеются, что лесоэкспортёры будут более ответственно подходить к своему бизнесу. Иначе их деятельностью могут заинтересоваться правоохранительные органы.