Павел РОМАНОВ, посёлок Монетный, город Берёзовский:
— Своего прадеда Алексея Дмитриевича Романова я никогда не знал лично. Между нашими датами рождения ровно 100 лет: 2011–1911. А умер прадед в 1989 году, за 22 года до моего появления на свет. Сейчас мне уже 8 лет, и я с гордостью ношу фамилию прадеда. Бабушка, жена сына Алексея Дмитриевича, часто рассказывает мне про смелого и отважного танкиста Алексея, участника Великой Отечественной войны.
Алексей Дмитриевич Романов был очень крупным и высоким мужчиной. Нрав, говорят, у него был суровый. Когда я смотрю на его фотографию, то моё сердце сжимается от его пронзительного взгляда. Иногда мне кажется, что прадед смотрит именно на меня, и я перестаю ощущать, что это взгляд из прошлого. Я как будто начинаю слышать его низкий хрипловатый голос, который рассказывает о тяжких испытаниях, выпавших не только на его долю, но и на весь наш народ.
Военная история нашей семьи началась так же, как у всех. В 1941 году Романов Алексей Дмитриевич в возрасте 30 лет был призван на службу и отправлен на учебу в Омское танковое училище. Пройдя ускоренный курс обучения, он в звании младшего лейтенанта прибыл на фронт и воевал в качестве командира боевого танка. По его словам, в танке были плохие условия для пребывания в нём людей. Летом было очень жарко и душно, а зимой нестерпимо холодно. Плохой обзор местности, низкая маневренность, ограниченность внутреннего пространства и частые поломки делали танкистов живыми мишенями на поле битвы.
За время военных действий Алексей Дмитриевич потерял три экипажа и три танка. Последним его танком был легендарный Т-34. Именно на нём в июле 1943 года он участвовал в крупнейшем танковом сражении под Прохоровкой. В ходе ожесточённого сражения мой прадед был контужен в голову. Вернулся с войны Алексей Дмитриевич в почётном звании офицера, с боевыми наградами, которые, к моему сожалению, не сохранились.
Я искренне хотел бы узнать больше о военных днях моего прадеда, но информации практически не осталось. И этому способствовал сам Алексей Дмитриевич. На все вопросы моей бабушки он, нахмурив свои густые брови, отвечал неохотно. А чаще всего говорил, что всё, чему он явился свидетелем во время войны – страшное зрелище и лучше об этом ничего не знать.
И смотря в его строгие глаза на фотографии, я искренне верю каждому сказанному слову. Я действительно не хочу испытать на себе все ужасы войны, как прадед. И всем ныне живущим стоит сделать всё возможное, чтобы слово «война» звучало только в связи с воспоминаниями о доблести и самопожертвовании советских людей – истинных героев истории нашего Отечества.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».