«Время было голодное, одежды не было, – вспоминает Нина Ивановна. – Мама решила перебраться к бабушке в Нижнюю Салду. Перевязала брата полотенцем на спине, меня взяла на руки. Пришлось забрать с собой корову, которую вела моя сестра Александра. Вот так пешком мы добрались до бабушкиного дома. Но жить нам пришлось в старом хлеву, так как нахлебников у бабушки было и без нас.
Мы с сестрой начали учиться в школе. Мама с папой устроились работать на завод после того, как получили прописку. Жить в хлеву было неудобно, поэтому в 1939 году решили вернуться в Ильинку. Родители работали в колхозе, а мы, дети, на молотилке. Коней запрягали, чтобы они с нашей помощью ходили по кругу. Молотилка крутилась и получалось зерно. Вечером после тяжёлой работы можно было отдохнуть, сидя верхом на лошади. Это было такое удовольствие!
Помню, как получили страшное известие о начале войны. Все мужчины ушли на фронт. В июле 1941 года призвали и нашего отца. Провожали его всей деревней. Была гармошка, много песен, а ещё больше — слёз. Уезжал он не один, а с другом. В четыре часа утра к дому подъехала повозка с парой лошадей. Отец встал на колени и простился с народом. Потом его увезли в село Петрокаменское, а через восемь месяцев мы получили похоронку. В ней сообщалось о том, что «Калапов И.В. погиб в марте 1942 года под Москвой, место захоронения неизвестно».
Мама всю войну трудилась с утра до вечера в колхозе. За день могла заработать 200–300 граммов муки. Руководство колхоза создало детскую бригаду, и нам приходилось много работать на сенокосе: гребли, копнили, иной раз кололи дрова. Все помогали фронту – отправляли солдатам зерно, тёплые вещи.
1943-й год был очень голодным. Всё лето лил проливной дождь. Собирали гнилую картошку. Снова переехали в Нижнюю Салду. Меня устроили учиться в школу фабрично-заводского обучения, а параллельно – на работу в одном из цехов военного завода. Дома я находилась мало. Однажды прихожу с работы, а младший брат Стёпа сидит бледный, с трясущимися руками, и синими губёнками шепчет: «Я есть хочу». Решили мы тогда снова вернуться в деревню, считая, что там можно прокормить семью. В холодный осенний день я несла Стёпу на руках от города до деревни 30 километров».
Так семья моей прабабушки переехала в деревню Нелобу. Начали строиться в числе первых, сейчас в построенном доме живут мои родственники. Когда Нине Ивановне было 11 лет, она научилась играть на балалайке, которая стояла в доме у соседей. В 1941 году её отец перед отправкой на фронт купил любимой дочери балалайку. На всю деревню в войну была одна гармошка и балалайка. Вечерами после трудной работы сельская молодёжь собиралась в клубе, и тогда звучали наперебой то гармошка, то балалайка.
После войны Нина Ивановна вышла замуж за Александра Николаевича Кузовникова. В 1941 году ему было 11 лет. Он был высокого роста и в годы войны работал помощником тракториста на полях. Мой прадедушка научился косить сено вручную, ставить копны — это было непросто. Его отец тоже погиб на войне.
Александр Николаевич и Нина Ивановна любили петь, были участниками художественной самодеятельности в деревне, неоднократно выступали на городских конкурсах. Они – дети войны, лишённые отцовской ласки, и неслучайно, что в их репертуаре всегда были песни о сиротском детстве. В них одинокий мальчик, которого изнуряют голод и холод, вынужден всё пережить, его все обижают, и он для всех чужой:
Позабыт-позаброшен
С молодых юных лет,
Я остался сиротою,
Счастья-доли мне нет.
Великая Отечественная война занимала не менее важное место в творчестве Кузовниковых. Как правило, в их песнях муж-защитник, прощаясь с женой, уходит на фронт и требует от своей суженой не забывать о нём:
Я еду на фронт биться с фрицем,
И страну, и тебя защищать,
А ты будь мне жёнкою верной
И старайся почаще писать.
Нина Ивановна и Александр Николаевич – труженики тыла. У каждого из них по 18 лет работы в колхозе. Они награждены юбилейными медалями, а прабабушка — орденом «Материнская слава» 3-й степени. У них выросло 7 детей, 11 внуков и 5 правнуков. Хоть и нет их сейчас рядом с нами, но мы помним о них всегда.
В детстве мои прабабушка и прадедушка узнали, что такое война, боль и смерть, сиротство и страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство нашей страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы – ниточка жизни не прервалась.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».