Ближе к зиме 1941 года Фаня с родными добралась до казахстанского Актюбинска. Семья поселилась около железнодорожного вокзала. На его путях стоял военно-санитарный поезд, который возил раненых бойцов с передовой в тыловые госпитали. Девушка подумала – зачем время даром терять, раз полгода школы она уже пропустила, и пошла к комиссару поезда проситься на работу. Он взглянул на неё и рассмеялся: она не представляла, с чем ей придётся столкнуться. Офицер долго колебался, но всё же взял её делопроизводителем.
– За час я добежала до дома, собрала вещи, написала записку родителям, что уехала на фронт, и в четыре часа дня села в поезд, – продолжает участница войны. – Хоть я и была вольнонаёмной, а не военнообязанной, но все тяготы войны я испытала наравне с врачами и медсёстрами. Наш поезд останавливался в полукилометре от места сражений, мы выходили из него и под обстрелами собирали тяжело раненных красноармейцев, чтобы отправить их на лечение в глубокий тыл. Нас было всего 60 человек в поезде, а мы везли в 12 вагонах 600 раненых. Если до госпиталя доезжали 300–400 человек, то это было хорошо, ведь мы, по сути, перевозили остатки ещё живых человеческих тел…
Фаня застала самые тяжёлые бои под Москвой, Сталинградом, Воронежем. Черноземье запомнилось тем, что немцы разбомбили их состав на куски и медперсоналу пришлось прятаться в окопах, пока раненые истекали кровью. Да и работа в спокойные от боёв дни тоже была нелёгкой. Девушка занималась бухгалтерией — начисляла зарплату и составляла продуктовые карточки на бойцов, но больше всего времени у неё уходило на похоронки: каждые сутки она писала десятки извещений о смерти.
– Когда мы эвакуировали раненых, нам навстречу по параллельным путям ехали поезда с молодыми солдатами, – и сейчас, спустя десятки лет, Фаня Гуревич говорит об этом с дрожью в голосе. – Они не знали, что их ждёт на фронте: ребята смеялись, играли на гармошках, пели весёлые песни. И никто из них даже не думал, что через неделю мы их повезём обратно без ног, без рук, контуженных и переломанных. Сейчас я понимаю весь масштаб этой трагедии, но в ту пору я была ещё совсем молоденькой, чтобы так осознать.
Через три года работы в санитарном поезде девушке самой понадобилась помощь врачей: у неё случился острый аппендицит. Её прооперировали и в 1944 году отправили в Москву. Она хотела поступить в вуз, но для этого нужно было получить аттестат о полном среднем образовании. Фаня уговорила директора одной из школ принять её сразу в 10-й класс с условием, что она будет хорошо учиться. Так и вышло: девушка окончила учёбу с золотой медалью и без экзаменов прошла в Московский энергетический институт. В МЭИ она встретила своего будущего мужа, и в 1950 году вместе с ним попала по распределению в Свердловск. Всю жизнь они проработали на одном предприятии — в тресте «Уралэнергострой», который в советские годы возвёл Белоярскую АЭС, Нижнетуринскую, Серовскую, Верхнетагильскую и Рефтинскую ГРЭС. Кстати, до столицы Урала Фаня Ихильевна добиралась на поезде.
– Мы с мужем прожили вместе 60 лет, родили двух сыновей, – добавляет она. – Сейчас я воспитываю внуков и правнуков: очень интересно смотреть, как они растут и взрослеют. В ноябре мне исполнится 95 лет, но я продолжаю общаться с подругами, стараюсь посещать их и помогать по хозяйству, когда им нездоровится. Милосердию, состраданию и взаимовыручке научил меня санитарный поезд.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».